ВЕКТОР


Разошлись в показаниях

В Литве полным ходом идет подготовка к продаже контрольного пакета акций нефтяного концерна Mazeikiu nafta, принадлежащего ЮКОСу. В претендентах на нефтеперерабатывающий завод и экспортный терминал недостатка нет. Это и российские ТНК-ВР, “Базэл” и “Лукойл” в альянсе с американской ConocoPhillips. Но фаворитом, по крайней мере для ЮКОСа, считается казахская национальная компания “Казмунайгаз” – по неофициальным данным, она предлагала наивысшую цену. Но одно из основных требований литовского правительства к будущему инвестору – гарантии долгосрочных поставок нефти на Мажейкский НПЗ и в Бутинге. А это как раз слабое место фаворита: экономически оправданные поставки в Литву возможны только транзитом через Россию.

Президент “Транснефти” Семен Вайншток еще месяц назад заявил, что не сможет предоставить “Казмунайгазу” это направление. Однако позднее гендиректор торгового дома “Казмунайгаз” Диас Сулейменов в интервью газете Lietuvos zinios сказал, что компании удалось договориться с Россией о поставках казахской нефти в Литву. И ссылался на то, что российское Минпромэнерго утвердило транзит нефти в объеме 4,2 млн т на I квартал 2006 г. Но оказалось, что угрозы Вайнштока не были пустым звуком. Как сообщили “Интерфаксу” в Минпромэнерго, в подписанном министром Виктором Христенко графике экспорта на I квартал Казахстану действительно отведено 4,2 млн т, но они пойдут не в Литву, а по другим направлениям. Выходит, что российские власти скоординированно поддерживают “своих” на чужом рынке.

Обналичивание через государство

Антиотмывочная кампания, затеянная Центробанком и силовиками, не прошла незамеченной для рынка обналичивания. По свидетельству финансистов, в прошлом году после скандального отзыва лицензии у Содбизнесбанка цены за обналичивание на черном рынке подскочили с 0,2–0,3% до 7–10%. В начале этого года нормой считались 1,5%, но летом из-за давления регулятора с этого рынка ушли несколько “маркет-мейкеров”, и стоимость услуг выросла до 2–3%, а к осени – и до 6%. Теперь 3% – это минимум: без затейливых схем, через почти “одноразовую” техническую компанию и с высокими рисками (для самых отчаянных, которых не пугает визит правоохранителей и его последствия). Норма – от 3% до 8% (в зависимости от целей обналичивания и запутанности схемы), а для тех, кто хочет минимизировать уголовные риски, замести (запутать) следы и провести операцию через цепочку из нескольких компаний, цена за услуги может доходить до 10–12%. Бизнес этот никак не умрет, ведь есть спрос в экономике – даже в крупных коммерческих и государственных компаниях закупки зачастую идут через систему стимулирования (откатов) ответственных сотрудников, для чего и требуется неучтенная наличность. Финансисты уже прикидывают: если ставки дойдут до 13–15%, проще будет обналичивать деньги по зарплатным схемам, т. е. платить не полукриминальному бизнесу, а государству – выдавать сотрудникам “повышенную зарплату” (с отчислением подоходного налога и ЕСН), часть которой можно будет использовать на серые нужды белого бизнеса.