ВОПРОС ДНЯ: Чем страшны иностранные банки?


Вопрос делится на две составляющие. Первая – надзор за филиалами со стороны ЦБ крайне усложнен, в отличие от надзора за “дочками”. Вторая – с политической и моральной точек зрения неправильно допускать ситуацию, когда российские банки не могут открыть филиал за рубежом, а их зарубежные коллеги в России – могут. Этот принцип взаимности – главный. Когда Европа откроет двери для филиалов российских банков, можно будет еще раз вернуться к вопросу банковских филиалов в России.

Андрей Савельев, председатель правления МДМ-банка

Ничего страшного в филиалах нет. Сочетание трансграничных операций и “дочек” в России дает такие же возможности, как открытие филиала. Вопросы контроля ЦБ, отчетности и т. д. вполне разрешимы, что видно из опыта филиалов московских банков в регионах. Но это не значит, что можно пойти на давление наших партнеров по переговорам. Дело во взаимной основе для открытия филиалов. Никогда, думаю, не будет ситуации, когда разрешено открывать филиалы банкам любой страны, а не только определенных государств.

Михаил Матовников, гендиректор “Интерфакс-ЦЭА”

Зачем бояться нормальной конкуренции? Когда к нам в Самару пришли московские банки, здесь снизилась стоимость кредитов. То же самое будет в России с приходом филиалов. Конкуренция – вещь очень нужная, например для Сбербанка. Чем запрещать дешевые деньги, давайте лучше напишем правила, будем их регулировать, но не запрещать! А если страшно, то филиалам можно разрешить работать для начала в одной сфере, например в ритейле. Но, видимо, приход филиалов будет связан с процессом вступления в ВТО и случится через 2–3 года.

Дмитрий Яковенко, исполнительный директор Самарской гильдии финансистов

Приход филиалов поменяет инфраструктуру бизнеса, конкурентную ситуацию. Не хотелось бы, чтобы условия развития рынка задавали иностранцы. Возможность нормальной конкуренции с филиалами будет, когда внутрироссийская ситуация дорастет до международного уровня. То есть не ранее чем через 10 лет. Посмотрите на экспансию российских банков в топ-1000 банков мира. Прогресс есть. Надеюсь, лет через пять потребительское, ипотечное кредитование по стоимости, технологиям, сервису достигнет западного уровня. Подождем, пока к нему подтянутся остальные виды банковских услуг.

Игорь Буланцев, первый зампред правления Оргрэсбанка