Новые ограничения на ADR


Решение о размещении 30% выпуска IPO в России – правильное, говорит Алексей Акиньшин, зампред правления Внешторгбанка, который планирует IPO в будущем году. “Хотя подобные нормы ограничивают эмитентов, эти ограничения несмертельные. Ликвидность российского рынка сейчас на порядок выше, чем в недалеком прошлом”, – говорит он. “В России сейчас много денег, поэтому без российской “книжки” эмитентам не обойтись”, – соглашается Герман Алиев, зампред правления Росбанка, который в середине 2006 г. собирается разместить до 25% акций на российских и западных биржах.

А вот крупнейшим корпорациям страны – государственным “Газпрому” и “Роснефти” – идеи ФСФР могут сильно усложнить жизнь. Они могут серьезно ударить по либерализации рынка акций “Газпрома”, опасаются в концерне. “Есть риск, что [у инвесторов] возникнет дефицит ADR, – отмечает менеджер монополии. – Ведь, по нашим подсчетам, с учетом серых акций иностранцам принадлежит 27%”. По его словам, решение ФСФР просто узаконит серые схемы. По “Роснефти” ограничение ФСФР ударит не меньше, сетует менеджер иностранного банка, консультирующего госкомпанию. “Роснефть” планирует привлечь от IPO не менее $20 млрд. Если 30% предложенных инвесторам бумаг ей придется продавать в России, то с нашего рынка компании надо привлечь более $6 млрд. Главный управляющий директор УК “Альфа Капитал” Анатолий Милюков сомневается, что это реально даже с учетом “народной приватизации”, в ходе которой чиновники хотят продать часть акций “Роснефти” населению через отделения Сбербанка. Милюков предлагает сделать для “Роснефти” и “Газпрома” исключение. Но Вьюгин уверен, что 30%-ная квота устроит обе компании. “Если инвесторам не хватит ADR “Газпрома”, будут покупать местные акции”, – считает он. А ФСФР, в свою очередь, постарается убедить российские власти раньше 2007 г. отменить обязательные счета резервирования валютной выручки, которые создают дополнительные расходы иностранным инвесторам. В “Роснефти” отказались от комментариев.

ФСФР ограничила выпуск российскими компаниями депозитарных расписок, чтобы остановить отток фондового рынка на Запад. Сейчас компании могут выпускать ADR или GDR с разрешения регулятора, но не более чем на 40% уставного капитала. Но руководитель службы Олег Вьюгин предупреждал, что порядок будет ужесточен. В конце ноября он говорил, что объем расписок будет зависеть от доли акций, находящихся в свободном обращении (free float) на российском рынке. Теперь у службы иные намерения, говорит Вьюгин. Поскольку free float считается условным показателем, критериев точного расчета которого нет, норматив может быть снижен до 30%. За два года ни один российский эмитент не попросил разрешения выпустить расписки больше чем на 30%, объясняет Вьюгин. Это, впрочем, не помешало сети магазинов “Пятерочка” в мае этого года разместить более 30% акций в виде GDR на Лондонской фондовой бирже. Просто эмитентом выступила голландская Pyaterochka Holding, владеющая сетью.

Пока ФСФР обсуждает размер квоты с участниками рынка. Вьюгин не исключил, что этот показатель может устанавливаться индивидуально для каждой компании. Он обещает менять квоты только после того, как вместе с финансистами убедится в эффективности новых правил IPO. Сейчас процедура публичного размещения акций в России очень сложна и занимает много времени, но принятые неделю назад поправки в законы об АО и о рынке ценных бумаг приводят ее в соответствие с мировой практикой, говорит предправления Национальной ассоциации фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев. Они вступят в силу в январе, и первые IPO по новым правилам пройдут будущей весной.

Еще одна идея, которую ФСФР, по словам Вьюгина, сейчас обсуждает с инвестбанкирами, – ограничить объем размещения за рубежом 70% от продаваемого пакета акций. Вчера руководители ФСФР высказали такое пожелание на встрече с инвестбанкирами, рассказали “Ведомостям” несколько участников встречи.

Российские инвестбанкиры довольны своим регулятором. “Российский рынок заслуживает, чтобы бумаги национальных эмитентов торговались на местных биржах, – говорит управляющий директор управления ценных бумаг ИК “Тройка Диалог” Жак Дер Мегредичян. – Ведь некоторые инвесторы – к примеру, российские управляющие компании – не могли покупать депозитарные расписки”. А иностранные инвесторы купят интересный и перспективный актив в любом месте, уверен Дер Мегредичян.