Союз непримиримых соперников


Потребление нефти и нефтепродуктов в Индии и Китае растет с каждым годом, а собственных запасов им не хватает. Китай импортирует треть потребляемого в стране сырья, а Индия – 70%. Госкомпании Индии и Китая взялись за скупку активов по всему миру, поэтому ONGC и CNPC – давние соперники. Последний раз они столкнулись в борьбе за канадскую PetroКazakhstan, которая владеет рядом нефтяных месторождений в Казахстане, Шимкентским НПЗ и 49,9% долей в нефтепроводе Кенкияк – Арыскум – Майбулак. Совет директоров PetroKazakhstan отдал предпочтение китайцам, которые предложили за компанию $4,18 млрд.

Перебежала CNPC дорожку ONGC и в борьбе за нефтяные активы канадской компании EnCana, расположенные в Эквадоре. Суточная добыча нефти на месторождениях, принадлежавших EnCana в этой стране, составляет 75 000 баррелей, а доказанные запасы – 143 млн баррелей. ONGC заявила о своей заинтересованности в покупке активов еще в прошлом году. Но в сентябре нынешнего года канадская компания объявила о продаже своих активов, а также 36%-ной доли в эквадорском нефтепроводе за $1,42 млрд консорциуму Andes Petroleum, состоявшему из CNPC и China Petrochemical (Sinopec). Обе компании интересовались и российскими активами, но они достались местным игрокам.

Но недавно бывшие соперники объединились. В начале декабря ONGC и CNPC объявили о создании СП на паритетных началах для участия в тендере по продаже 38%-ной доли канадской PetroCanada в сирийской компании Al Furat Petroleum. 65% акций Al Furat Petroleum принадлежит Royal Dutch/Shell, остальными владеет сирийская госкомпания Syrian Petroleum. Al Furat Petroleum добывает около 200 000 баррелей нефти в день, 58 000 из них приходится на активы PetroCanada. А доказанные запасы на месторождениях Al Furat Petroleum, которыми владеет канадская компания, составляли на 31 декабря 2004 г. 66 млн баррелей. И вот позавчера PetroCanada объявила о продаже своей доли СП ONGC и CNPC за 676 млн канадских долларов ($576 млн). Полностью сделка должна быть завершена в начале 2006 г., после того как ее одобрит правительство Сирии.

Тактика ведения бизнеса госкомпанией CNPC полностью подчинена стратегическим задачам правительства КНР, которое занято поисками энергоносителей для насыщения китайского потребительского рынка, говорит руководитель Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. “А при выполнении государственных задач не может быть друзей и врагов”, – добавляет он. А эксперт британской консалтинговой компании Wood Mackenzie Колин Лоудьян полагает, что на сделке по покупке 38%-ной доли в Al Furat Petroleum взаимодействие CNPC и ONGC не закончится. “Впервые две госкомпании стали работать вместе, и это принесло успех. Думаю, что и в будущем они будут действовать сообща”, – говорит аналитик. (Использованы материалы WSJ и FT.)