Без права на презент


Христо Каракашев, член совета директоров по стратегии и развитию одной российской компании, ранее работал в восточноевропейском подразделении компании Philips DAP в Австрии. “На Рождество партнеры и клиенты чаще всего присылали нам просто открытки с вложенными визитками”, – рассказывает он и добавляет, что по правилам, установленным компанией, сотрудники имели право принимать только чисто символические подарки, вроде шоколада, цветов или открыток.

Подобные правила существуют во многих западных компаниях. По общеевропейскому стандарту цена делового подарка не может превышать $20. Обычно это мелкие сувениры: календари, блокноты, ручки, иногда пепельницы или зажигалки.

Не менее строгие правила в отношении подарков действуют и в западных госучреждениях. Так, согласно кодексу “Стандарты этического поведения для служащих исполнительной власти”, разработанного службой США по государственной этике, американский служащий не может принимать подарки стоимостью выше $20. Правда, если подарок преподнесен в качестве награды за бескорыстную службу или за особые заслуги, то его стоимость может доходить до $200.

Если же госчиновник все-таки получил подарок, который ему не следовало принимать, он обязан либо возвратить его обратно, либо заплатить дарителю его рыночную стоимость.

По мнению психологов, подобные правила необходимы по той простой причине, что слишком дорогой подарок ко многому обязывает. “Любой подарок – это “материализация” отношений, соответственно, любое сокращение дистанции в одностороннем порядке без ведома и согласия другого человека будет восприниматься как неприличный поступок”, – объясняет Марина Мелия, гендиректор психологической консалтинговой компании “ММ-класс”.

В России госчиновники вообще не имеют права принимать подарки. Статья 17 федерального закона “О государственной гражданской службе” гласит, что служащему “запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц”, которые включают в том числе и подарки. Любые подношения, полученные на официальных мероприятиях, считаются федеральной собственностью. Правда, в законе не указана максимальная цена подарка, который может принять госчиновник. Это дает служащим определенную свободу действий. “Если в канун Нового года я иду на встречу с другим депутатом, разве я по-дружески не вручу ему какой-нибудь подарок? Тем более что закон о статусе члена Совета Федерации и статусе члена Госдумы никак такие ситуации не регламентирует”, – говорит Николай Глазунов, заместитель руководителя аппарата комитета по регламенту и организации работы Госдумы.

В российском бизнесе единых стандартов в отношении подарков тоже не существует. “Есть компании, где правила получения подарков прописаны в этическом кодексе”, – отмечает Светлана Лебедева, ответственный секретарь комитета по деловой этике при Торгово-промышленной палате РФ. В остальных случаях руководитель сам решает, что дарить партнерам и клиентам и какие дары принимать. “Мы обычно дарим подарки на сумму в пределах $100 и стараемся преподнести что-нибудь оригинальное”, – рассказывает Ольга Дашевская, управляющий партнер агентства PR Inc. Она добавляет, что сама может принять дорогой подарок от клиента только в одном случае: если человеку до этого оказали бесплатную услугу и он пытается за нее отблагодарить. В других обстоятельствах подарок будет возвращен.

Впрочем, есть бизнесмены, которые от дорогих подарков не отказываются. Так, Мария Макарушкина, лидер направления “VIP-консультирование” компании “Экопси консалтинг”, вспоминает, как однажды увидела в кабинете топ-менеджера одной крупной российской компании несколько исключительно дорогих сувениров. На вопрос консультанта топ-менеджер ответил, что считает возможным принимать дорогие подношения, если в этот момент он не ведет с дарителем серьезных деловых переговоров.

В связи с этим Марина Мелия советует руководителям разобраться накануне Нового года в том, кому какие подарки они будут дарить. Она делит подарки на две категории: стратегические и эпизодические. Более важны подарки стратегические. Их дарят тем, с кем сотрудничают много лет. “Составьте список всех, с кем вы сотрудничали на протяжении года, разделив их на несколько категорий по степени близости, надежд, которые вы с ними связываете, и итогов совместной работы”, – советует Мелия. На основании этого списка можно решить, кому подарить действительно дорогую вещь, а кому послать поздравительную открытку.