IN VINO VERITAS: Год шампанского


В третий раз московский винный пресс-клуб, объединяющий ведущих авторов, пишущих о винах и крепких спиртных напитках, назвал самые важные явления на российском и мировом алкогольном рынке. Согласно правилам клуба номинации не придумываются заранее, а адаптируются к реальным людям и событиям, заслужившим в уходящем году внимание винных критиков.

Локомотив отрасли. Шампань

Шампань дает нам пример того, как можно жить и не работать. Нет, речь не о том, что регулярное потребление шампанского исключает возможность появления рабочих мозолей. Напротив, опыт многолетних наблюдений за пьющими людьми приводит к выводу, что любители шампанского отличаются завидной работоспособностью. Гораздо большими сибаритами следует сегодня считать шампанских “крестьян”.

Если у вас есть гектар виноградника в Шампани, у вас есть “Мерседес”. Или “Ягуар”, если такой стиль вам больше нравится. В винном мире не так много регионов, счастливое право землевладения в которых приносит стабильное и безбедное существование. А нынешнее благополучие Шампани выглядит особенно вызывающим на фоне удручающего кризиса перепроизводства. Спрос на вино вообще почти везде падает, а на шампанское в частности медленно, но верно растет. Вместе с ценой, которая низкой никогда не была.

В конце ХХ в. шампанское критиковали как неоправданно переоцененное вино. В канун смены тысячелетий его начали критиковать еще и как продукт, произведенный в неоправданно больших количествах. Однако праздничный образ потребления шампанского большими количествами как-то незаметно вошел в привычку, и Шампань, а за нею и многие другие регионы производства классических игристых вин оказались лидерами отрасли.

Мир вспомнил, что шампанское – удивительно универсальный продукт, подходящий почти ко всем ситуациям, от утреннего похмелья до ночной эротической сцены. Оно подошло и к развивающейся теории вина, как social drink’a, и к уже доказанному правилу, что обед без вина невкусен.

Многие престижные кюве шампанского, которые мы пили в этом году, были сделаны из отличного урожая 1996 г., а новая волна – миллезимы 1998 и 1999 гг. – достойно подхватили заявленный уровень качества. Успех только что вышедшего нового “флагманского” кюве отрасли – Dom Perignon 1998 г. – в этом контексте показателен. О нем говорят как об одном из лучших в истории марки. Жаль тех, кто предпочитает Cristal, – только что представленный миллезим 1999 г. пока еще так очаровательно молод, что пить его просто жалко. Альтернатива в магнумах: Bollinger Grande Annee 1996 или Dom Ruinart 1993, которые сейчас можно купить в Москве, являют собой прекрасное единство противоположностей.

Мода на шампанское – это торжество большой классики. Виноделы большинства регионов слегка утомили своих поклонников спекуляцией вокруг новаторских стилей, борьбой экспериментаторов и традиционалистов. Шампанское же почти не менялось во вкусе несколько десятков лет. Точнее – с тех пор как дореволюционная Россия умерла как рынок и сладкое кюве Gout Russe (“Русский вкус”) окончательно уступило проанглийскому брюту.

Другие номинации винного пресс-клуба

Мировая проблема. Кризис перепроизводства и глобализация. Мировой спрос на вино, по прогнозам, будет падать еще несколько лет.

Мировой феномен. Смена поколений в виноделии. Послами таких семей, как Муэкс и Гигаль, Антинори и Арджиолас, Гайа и Кьярло, теперь выступают молодые преемники.

“Миллезим века”. Урожай 1995 г. в Европе превзошел все ожидания. Даст ли он импульс к новому интересу, как в свое время урожай 1982 года в Бордо?

Закат явления. Божоле нуво 2005 г. вопреки качеству урожая многих разочаровало.

Поступок года. Нино Грациано, шеф-повар ресторана “Семифреддо”, закрыл на Сицилии свой ресторан с двумя звездами гида “Мишлен” и переехал с семьей в Москву.

Дегустация года. Хью Джонсон в гостях у московского винного пресс-клуба оценил новое поколение вин постсоветского пространства.

“За неизменно низкое качество законотворчества”. Госдума РФ приняла новый закон, регулирующий алкогольный рынок, у которого нет ни малейшего шанса вступить в реальную силу с 1 января.

Сомнительный тренд. Рост числа водок класса люкс. От обилия этикеток и упаковок “суперводки” уже рябит в глазах. Сколько из них останется на рынке, время покажет.

Ожидание года. Когда Роман Абрамович купит винный шато? После первых покупок российскими предпринимателями французских шато (в Бержераке и Коньяке) мир затаился в ожидании новой – грандиозной – покупки. Почему-то все ждут ее от Абрамовича. Одни источники пока опровергают его интерес к винным доменам, другие продолжают строить гипотезы. Интерес к вину тем самым подогревается, и это хорошо.

Визит года. Алехандро Фернандес.

Фестиваль года. “Вода жизни”.

Винные мероприятия года. Вертикальная дегустация Chateau Latour. Пресс-конференция Primum Familae Vini. Московская VinItaly 2005.

PR-стратегия. Продвижение австрийских вин на российском рынке.

Новый проект года. Журнал Magnum.

Винная карьера. Элеонора Скоулз.

Разочарование. Отсутствие “компании года”.