Проект “Б”: Разноцветные волхвы


Вот и в Англии началось – корпоративные открытки желают не шовинистического “счастливого Рождества”, а политкорректных “счастливых праздников”. В Америке с “праздниками” – или, обязательно подряд и через запятую, с Рождеством, Ханукой и Кванзой – поздравляют давно. Но в этом году, говорят, уже в ходу неологизм – “кристмаханукванзака”. (Кванза – это изобретенный в 1966 г. праздник афроамериканцев, вроде бы близкий традициям Ганы и Нигерии.) Жаль, Рамадан пришелся на осень, а то был бы ритмически очень к месту.

Мы тут под праздник обсуждали эту тему с соратниками по британскому университету. Я им: “Корректней канонической рождественской картинки ничего и нету – там все волхвы разных рас...” Они отвечают: “Вот-вот, нашел образец равноправия – короли разных рас приносят дань и поклоняются белому младенцу!”

У загогулин политкорректности в этом году горький привкус. От покореженных взрывами автобусов в Лондоне, от горящих покрышек во французских и бельгийских городах, от кастетов и бейсбольных бит на австралийских пляжах. Кстати, вот вам тест: вспомните и объясните в двух словах, что там, собственно, произошло. Вы тоже сказали “волнения иммигрантов”?

Каких иммигрантов? Взрывали лондонское метро, баррикадировали парижские улицы и крушили машины в Сиднее британцы, французы и австралийцы как минимум во втором поколении. Выпускники местных школ, короли местных спортплощадок, завсегдатаи местных кафе, в большинстве своем говорящие на языке своей нынешней страны куда лучше, чем на языке своих дедушек и бабушек.

Кажется, это один из главных итогов уходящего года: выяснилось, что даже в развитом демократическом обществе успех интеграции разных культур далеко не гарантирован. И кажется, уже нет смысла спорить, что лучше – европейская мультикультурность или американо-австралийский “плавильный котел”: оба способа демонстрируют очевидные провалы. У обоих один итог: двух поколений достаточно, чтобы оторваться от одного берега, но так и не пристать к другому. Болеть в крикете не за Англию, а за Пакистан, но, навещая родственников в Бангладеш, быть для них англичанином. Быть “порченым” для муллы в парижской мечети и “опасным арабом” для работодателя.

И ведь никто не знает, что с этим делать, какой урок вывести, – не принимать же всерьез попытки политиков списать все на происки “Аль-Каиды” или на недостаточность социальных выплат и плохое жилье. Не знают ни в благополучных странах, которые дают пособия и не дают работы, ни в России, которая делает наоборот.

Российские власти мечутся – ограничивать миграцию или стимулировать? Генералы, как известно, всегда готовятся к прошлой войне: миграция в Россию за последние 15 лет была огромна и потребности рынка труда делают ее неизбежной в будущем. Реальный вызов – не регулирование миграции, а обеспечение интеграции уже приехавших, и еще важнее – их детей, которые, между прочим, даже не знают, что когда-то существовал плавильный котел под названием “советский народ”.

На этот вызов нам придется найти ответ, и отменой рождественских открыток или изобретением очередной “кванзы” тут не отделаешься.