Юбилейный поклон


Юбилейные выставки, как ни велики бывают заслуги юбиляра, часто оказываются довольно эклектичными и скучными. Чувство благодарности в таких случаях побеждает стремление сделать выставку привлекательной для зрителя. Особенно когда поминают не художника.

“Парижские находки. К 100-летию И. С. Зильберштейна” – не первое мероприятие к юбилею одного из самых известных и страстных советских коллекционеров. В начале этого года в Выставочном зале федеральных архивов прошла выставка “Рефлекс цели” с яркими документами, собранными Зильберштейном, а летом открылось новое здание Музея личных коллекций, где есть его именные залы. Так что было немало поводов воздать должное многочисленным талантам Ильи Семеновича Зильберштейна – литературоведа (основатель и редактор “Литературного наследства”), собирателя (многотысячное собрание живописи и рисунков русских и западноевропейских художников, обширная коллекция документов и автографов людей русской культуры) и пропагандиста коллекционирования. Много говорилось и о его феноменальной энергии, которая позволила добиться создания Музея личных коллекций (от замысла до осуществления прошло 30 лет), до открытия которого Зильберштейн не дожил.

“Парижские находки” – название очерков, печатавшихся лет тридцать с лишним назад в “Огоньке”. В них Зильберштейн рассказывал о людях первой русской эмиграции, которые хранили рисунки, переписку, портреты и архивные документы, вывезенные с родины. Возвращению этих архивов он энергично способствовал. Многое ему удалось. Одна из таких удач – акварельный портрет Марии Волконской с сыном работы Павла Соколова, полученный Зильберштейном от ее потомка, уверенного, что только в России этот портрет будет значить нечто большее, чем просто приятная акварель.

Портрет Волконской висит на выставке в красном углу, но журналистской приманкой экспозиции как раз стала неудача Зильберштейна. Ему так и не удалось осуществить передачу пушкинского собрания Сержа Лифаря. После смерти знаменитого танцовщика и хореографа его ценнейшая коллекция была продана с аукциона, и миниатюрный портрет Пушкина (по мнению Александра Бенуа, написанный Тропининым и, по документально не подтвержденной легенде, подаренный поэтом невесте) вместе с миниатюрными портретами родителей его жены в молодости стали собственностью зарубежного частного коллекционера. Их на выставке показывают впервые и с большим почетом. Теща Пушкина, судя по миниатюре, в молодости была красавицей.

Раздел коллекции после смерти владельца – кошмар, преследующий каждого серьезного собирателя. Чтобы такого гибельного раздела не случилось, Зильберштейн и начал “пробивать” музей личных коллекций, где целостность собраний не была бы нарушена. Сам он передал музею тысячи картин и рисунков. Больше всего места на выставке “Парижские находки” занимают иллюстрации и эскизы костюмов Александра Бенуа, с которым Зильберштейн виделся в Париже и состоял в теплой переписке, графика других мирискусников, немного архивных раритетов пушкинской поры, немного картин и рисунков русских художников. В общем, получилась большая и достойная выставка к юбилею достойнейшего человека, но с одной – мемориально-поминальной – темой.