Архивный театр


В Выставочном зале федеральных архивов всегда есть чему удивиться. На любой выставке, как бы скучно она ни называлась, можно обнаружить нежданный и впечатляющий экспонат, своей подлинностью если не разрушающий устоявшиеся представления о людях и событиях, то корректирующий их. Тут же неизменно зритель поражается бездонности архивных закромов, хранящих самые неожиданные вещи. На этот раз здесь показывают выставку, собранную из документов, хранящихся в РГАЛИ – Российском государственном архиве литературы и искусства.

Сделана выставка “Художники театра и кино” по только ее авторам кажущемуся удачным бесхитростному и широкому тематическому принципу – сначала про театр, потом про кино, затем про танец. При этом хронологические рамки широки – от начала прошлого века до его же 60-х гг.

В залах театра показывают немного, но отличных эскизов художников известных – Александра Бенуа, Александры Экстер, братьев Стенберг, Петра Вильямса, не слишком заботясь о школах и направлениях. Затем демонстрируют несколько открытий – имен художников малоизвестных или забытых. Эскизы 30-х гг. Виктора Шестакова к спектаклям МХТ-2 и рисунки Софьи Вишневецкой к постановке гоголевской “Женитьбы” в 1-м Московском рабочем художественном театре демонстрируют, как высока была в те времена профессиональная культура театральных художников. Злые шаржи на актеров Еврейского театра Юлия Гомбарга показывают настоящий класс недружественной карикатуры. В одной из витрин лежит тетрадочный листок, на котором в 1911 г. Мстислав Добужинский виртуозно изобразил Всеволода Мейерхольда. И этот клетчатый листок мог бы быть показан и в художественном музее.

В разделе кино демонстрируют рисунки режиссеров – Льва Кулешова, Александра Довженко и Михаила Ромма, очень любивших рисовать. Насколько хорошо у них это получилось, судить трудно – материала мало. В зале танца между прочим показывают потрясающие фотографии, снятые для Хореологической секции ГАХН (Государственной академии художественных наук) в конце 20-х гг.

Секция изучала теорию свободного танца и к съемкам привлекла членов Русского фотографического общества, которое объединяло лучших фотографов-пикториалистов. На фотовыставках эти и подобные снимки представляются как высокохудожественные и висят на почетном месте в достойном оформлении. Здесь же они небрежно пришпилены к одному листу (как в школьной стенгазете) и остаются анонимными. Имя знаменитого фотографа, например Николая Свищова-Паолы, можно заметить только на самих снимках. На вопрос, почему же не подписали фотографии, милая дама из организаторов выставки жестом избалованной богачки махнула рукой – мол, фамилии тут ей не важны, у нее такого добра тысячи единиц хранения.

Выставка, конечно, получилась эклектичная, словно из бездонного старого сундука наугад вытащили пригоршню драгоценных пустяков, а потом из пестрого подручного рабочего материала – эскизов, афиш, фотографий, макетов – сложили картину театральной жизни тех давних лет, когда художники работали не ради кассы, а исключительно для утверждения нового в искусстве.