Без полутонов


Концерт в Горбушке не сопровождался рекламными кампаниями и утяжеленной ротацией песен Земфиры на радио. Певица в последнее время старается пренебрегать PR и медиа. А если и дает интервью, то сугубо лаконичные, сухие. Однако говорить о том, что Земфира – персонаж, не засвеченный телевидением и прессой, конечно, нельзя. Достаточно вспомнить, какую рекламную кампанию сделал певице канал ОРТ в 1999 г., транслируя ее концерты в лучшие дни и лучшее время. Наряду с любимыми артистами страны Земфиру в сольном концерте показывали даже 8 марта.

Со временем Земфира не захотела или не смогла ужиться с этой навязанной ей СМИ ролью новой Аллы Пугачевой. Стала поговаривать о том, что ей надоело быть исполнительницей шлягеров. Распустила группу уфимских музыкантов, с которыми начинала. Нарастающее одиночество певицы усугубили конфликты: Земфира не побоялась первой обвинить “Наше радио” в размывании культуры рок-музыки, а этой осенью рассорилась и с каналом MTV, отказавшись от премии и заявив, что ей стыдно быть в одной номинации с Жасмин и Жанной Фриске. Свое обещание записать сугубо эстетский, электронный альбом Земфира, правда, не выполнила. Не оттого, что побоялась непроданных копий, а трезво оценив свои вокальные данные: ее голос слишком живой и подделывать его под компьютер было бы неправильно. Московский концерт должен был показать, в каком состоянии Земфира пребывает сейчас и в каком направлении будет развиваться дальше.

Большая часть исполненных на концерте песен была с последнего альбома “Вендетта”, слушая который, уже было ясно, что певица намерена окончательно порвать с имиджем народной любимицы, той самой “девочки с плейером”. От былого куража и непосредственности осталось и в самом деле не много: Земфира утяжелила звук, усложнила аранжировки и тексты. В концертной программе она также предстала не как исполнительница мелодичных песен, часто напоминающих эстраду, а как 100%-ный рок-артист. Даже аранжировки к своим старым хитам – “-140”, “Аривидерчи”, “Хочешь” – Земфира изменила до неузнаваемости, так, что восторженная публика не всегда понимала, аккорды какой композиции начинают играть музыканты. Земфира будто нарочно старалась сместить акценты. Начав с жесткой, почти хард-роковой “Небо. Море. Облака”, часть которой была пропета с мегафоном в руках, певица дала понять: куража, может, и поубавилось, но усилилась доля протеста миру и положению вещей. Ее несогласие сегодня выражается оформленно, концептуально – через текст и музыку. В названной песне есть такие строчки: “Эти серые лица не внушают доверия, теперь я знаю, кому поет певица Валерия”. В пронзительном “Блюзе” – такие: “И меня моя милиция заберет и не подавится”.

При этом ничего социального в лирике Земфиры нет. Она скорее говорит нам об экзистенциальном ужасе и беспорядочности существования. Это очень смелое, сравнимое с лучшими песнями Виктора Цоя отчаяние на концерте достигло апогея в суицидальной песне “Повесица” (правописание артистки) со взрывоподобными строчками “Два кровавых месяца, / Столько мин и пострадавших”. Стоит отметить ту жесткость и даже фатальность, с которой Земфира и ее новый состав музыкантов (Андрей Звонков – гитара, Борис Лившиц – барабаны, Корней – бас-гитара, Анатолий Герасимов – флейта) исполнили большинство песен. Никогда прежде на ее концертах не было подобного рева гитар и такой плотной и яростной ритм-секции. Одетая во все черное певица и нисколько не оформленная сцена подчеркивали, что данный концерт – настоящий рок и полутонов не будет. А после прыжка Земфиры на руки публики (первого за всю карьеру) это и вовсе стало очевидным.

Что главное, несмотря на виртуозное владение техникой поведения рок-исполнителя, певица сумела сохранить свою самобытность. В ее случае профессионализм и проявившееся с годами умение владеть собой на сцене не пошли вразрез с образом той диковатой уфимской девочки, которую в 99-м полюбили многие. Как раз желание певицы не играть по правилам, игнорировать любые концепции и схемы, не спекулировать прежними заслугами, а развиваться дальше только подтверждает ее необузданную природу. То, что сегодня Земфира стала много грустнее, задумчивее и не стесняется быть просто депрессивной, ценно так же, как была ценна в 99-м приджазованность и эстрадность некоторых ее песен, часто отсылающих к Жанне Агузаровой.

Другое дело, что для восприятия сегодняшней Земфиры требуется больше мужества и воли. Как минимум нужно самостоятельно добыть информацию о том, где можно увидеть и услышать по-прежнему главную певицу страны.