Гуцериев поделился нефтью


Аналитик Газпромбанка Михаил Зак напоминает, что подобные сделки с сокращением своих долей в нескольких добывающих предприятиях до 51% “Русснефть” проводила и ранее. В частности, компания в нынешнем году продала часть акций “Варьеганнефти”, “Ульяновскнефти” и СП “Нафта-Ульяновск” с совокупной годовой добычей 2,3 млн т нефти. А позже Glencore объявил, что его доля в этих компаниях составляет от 40% до 49%. Зак не исключает, что точно так же дело обстоит и сейчас. Он напоминает, что Glencore кредитовал многочисленные поглощения “Русснефти”. А недавно компания Гуцериева объявила об освобождении из залога у Glencore 49% своих акций. Поэтому Зак не исключает, что доли в “дочках” “Русснефти” стали платой в той сделке.

Согласно официальному сообщению “Русснефти” 22 декабря она сократила свою долю в ЗАО “Голойл” с 70,62% до 51%, в ООО “Белые ночи” (оба – Ханты-Мансийский автономный округ) – со 100% до 51%, в ОАО “Комнедра” (Республика Коми) – со 100% до 51%. Кроме того, компания полностью продала свою 51%-ную долю в ОАО “Волганефть” (Самарская обл.). За прошлый год эти компании добыли в совокупности чуть более 1 млн т нефти, а их суммарные извлекаемые запасы составляют около 90 млн т, причем большая их часть (60 млн т) приходится на “Белые ночи”. Контрагентов по этим сделкам, равно как и их суммы, вице-президент “Русснефти” Эдуард Саркисов “Ведомостям” не назвал.

С этой версией соглашается и Андрей Громадин из МДМ-банка. Он напоминает, что несколько дней назад “Русснефть” заплатила более $1 млрд за активы ТНК-ВР и “Краснодарэконефти”. “Между тем абсолютно не ясно, где она взяла столь значительную сумму, – полагает эксперт. – Возможно, это опять кредиты Glencore”. Согласно проспекту облигаций, выпущенных “Русснефтью” в начале декабря, 40% из ее $2-миллиардной задолженности приходится на Glencore.

Впрочем, Зак не исключает, что “Волганефть” досталась не Glencore. “Еще ни разу Гуцериев не продавал тот или иной актив полностью, – отмечает аналитик. – Это может означать, что теперь “Русснефть”, превратившись в крупную вертикально-интегрированную структуру, занялась оптимизацией портфеля активов, которые раньше скупала без разбора”. По мнению эксперта, вряд ли покупателем “Волганефти” стал Glencore, который не ведет самостоятельной игры в российской нефтянке.

С представителями Glencore в пятницу связаться не удалось.