ИНТЕРВЬЮ: Юрий Андрианов, председатель совета директоров НАРЗа


Проработав более 14 лет в военной промышленности, Юрий Андрианов решил заняться бизнесом. Он вошел в капитал Русской вертолетной компании (РВК), учрежденной в июле 2005 г. для управления Новосибирским авиаремонтным заводом (НАРЗ). Летом 2005 г. более 70% акций НАРЗа консолидировала московская компания “БФ-Медиа” в интересах своего собственника – РВК. Три месяца назад Андрианова избрали председателем совета директоров НАРЗа. Андрианов рассказал “Ведомостям” о проблемах НАРЗа, о своих отношениях с “Рособоронэкспортом” и о планах по развитию завода.

– Почему Русскую вертолетную компанию заинтересовал именно НАРЗ?

– НАРЗ интересен тем, что он единственный в России из специализи-рованных ремонтных предприятий “закрывает” ремонт всей линейки вертолетов “Ми”. В 1980–1990-х гг. НАРЗ был ведущим авиаремонтным предприятием в России. А в последние годы мы наблюдали ощутимое снижение прибыли, потерю солидных заказчиков, рост дебиторской задолженности... Меня, например, как человека государственного, это просто не могло не волновать. И, разумеется, нас привлек технологический и кадровый потенциал завода. Наконец, мне нравятся Новосибирск и его жители еще со времен службы в Сибирском военном округе.

– А почему вас не привлекли, скажем, Иркутский и Красноярский авиаремонтные заводы, в которых государство в 2005 г. продавало блокпакеты?

– Потому что нельзя объять необъятное. Сейчас мы сосредоточим силы и средства на НАРЗе и не будем их распылять.

– Новосибирский предприниматель Алексей Онищенко, который стремится через суд консолидировать блокпакет НАРЗа, добился запрета для “БФ-Медиа” на перерегистрацию прав на 70% акций завода. Насколько болезненно для вас такое определение районного суда Новосибирска?

Суд Заельцовского района Новосибирска запретил в октябре компании “БФ-Медиа” осуществлять перерегистрацию прав на 70% акций НАРЗа. Как пояснил “Ведомостям” юрист “Новосибгражданпроекта” (также вел скупку акций) Григорий Васильев, это определение было принято в обеспечение иска компании о признании недействительной сделки по приобретению “БФ-Медиа” 14% акций НАРЗа у топ-менеджера завода. Эту информацию подтвердили в службе судебных приставов-исполнителей Новосибирска, принявшей к производству соответствующий исполнительный лист.

– Совершенно безболезненно, посколь-ку это никак не повлияет на состояние дел на НАРЗе и на бизнес в целом. Мы будем обжаловать это решение суда.

– Что удалось сделать РВК за три месяца обладания акциями НАРЗа?

– Могу объяснить в цифрах. Выручка завода за III квартал составила 175 млн руб. (за I и II вместе – 162 млн руб.). В III квартале НАРЗ отремонтировал 11 вертолетов (за I и II вместе – 18 вертолетов). По итогам девяти месяцев нам удалось выйти на текущую прибыль 1 млн руб., тогда как убытки за первое полугодие составили 39 млн руб. Мы погасили основную массу обязательств по налогам и платежам в пенсионный фонд. Ликвидировали задолженность по зарплате перед работниками завода. Всего этого удалось добиться прежде всего за счет оптимизации организации производства, которая была слабым местом НАРЗа. Мы создали более эффективную систему управления, укрепили производственную дисциплину, и в результате за недолгий срок были отремонтированы и те машины, которые простаивали на заводе чуть ли не год.

– Вы провели кадровую чистку?

– Я бы не назвал это чисткой, скорее укреплением менеджмента, которое прошло абсолютно беск-ровно и спокойно. Владимир Кос-тин добровольно ушел с поста гендиректора, но мы оставили его в совете директоров, он будет заниматься лизинговой программой завода. Кстати, его сын Максим сейчас один из ведущих менеджеров по продажам НАРЗа. Мы привели на завод двух новых топ-менеджеров – Владимира Садикова (он стал новым гендиректором) и Сергея Федорова, который занял вновь введенную должность – директора по экономике и финансам.

– Купив НАРЗ, РВК была недовольна рыночной стратегией топ-менеджмента завода. Что уже сделано для изменения стратегии? Как изменилась структура заказов?

– НАРЗ, на наш взгляд, излишне активно ориентировался на иностранных заказчиков, к сожалению иногда игнорируя российских. Когда новосибирцы несколько раз нарушили договорные сроки работ, некоторые из них отказались от размещения заказов на НАРЗе. Сейчас мы провели переговоры с ними и восстановили заказы.

– Что это за договоры, с кем и о чем?

– Это закрытые контракты, конкрети-зировать которые мне бы не хотелось. Я уверен, что, для того чтобы быть эффективным, авиаремонтное предприятие должно быть обеспечено отечественными заказами в мере, необходимой для его выживания.

– То есть для безубыточности?

– Для прибыльности. Хотя, конечно, экспорт дает импульс для развития производства. Сейчас у нас есть заказ от Ливии, традиционного заказчика НАРЗа. И есть еще две африканские страны, проявившие интерес к НАРЗу. Сейчас “Рособоронэкспорт” дал поручение заводу подготовить коммерческое предложение.

– А кто крупнейшие заказчики на российском рынке?

– Доминируют госструктуры – Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральная служба безопасности. Остальную долю занимают частные компании типа “ЮТэйр”.

– Ваше смещение с должности гендиректора Московского вертолетного завода (МВЗ) объясняли тем, что “Рособоронэкспорт” не устраивают ваши попытки отстранить госпосредника от отношений с зарубежными заказчиками. Какие у вас отношения с “Рособоронэкспортом”, который сохраняет значительное влияние на авиарынке?

– Да, припоминаю, что-то похожее было в прессе. Видимо, это была неудачная шутка. В действительности у меня и с МВЗ, и с “Рособоронэкспортом” сохранились деловые, спокойные отношения. Что же касается причин моего ухода с МВЗ, то я не хотел бы это комментировать.

– Как вы ощущаете себя в новой для вас роли акционера авиапредприятия?

– Пока ощущаю себя в некотором роде заложником. С одной стороны – рабочих НАРЗа, которые за свой труд должны получать достойную зарплату, с другой – администрации области, в бюджет которой мы обязаны платить налоги. И за все это я, как один из акционеров и председатель совета директоров предприятия, несу личную ответственность.

– А зачем вам доля в капитале НАРЗа, если от этого некомфортно?

– Есть три причины. Первая – это кураж от того, что я могу без постороннего вмешательства воплощать свои идеи и планы, чего не удавалось на госслужбе и в МВЗ, например. Вторая – как я уже сказал, будучи человеком государственным, я чувствую обязательства по отношению к заводу, обеспечивающему обороноспособность. И третья – пресловутая самореализация, которая важна даже в моем “преклонном” возрасте.

– Московский вертолетный завод занимался преимущественно НИОКР – этот бизнес качественно отличается от ремонта вертолетов “Ми”, который осуществляет НАРЗ. Новый сегмент сложнее или проще?

– Трудно сказать, с кем работать сложнее – с научными сотрудниками в МВЗ или с производственниками на НАРЗе, везде есть свои особенности. Кадры здесь все-таки профессиональные и опытные, а я выполняю роль стратега, политического руководителя, не вникая в производственные мелочи. С ними успешно, на мой взгляд, справляется новый менеджмент.

– Но вы все же авторитарный руководитель?

– По жизни так случилось, что с 18 лет – сначала служба в Вооруженных силах, затем работа на руководящих должностях в различных госор-ганизациях, руководство системо-образующим предприятием... Может быть, поэтому либеральный стиль руководства я не усвоил. Но я не всегда давлю на подчиненных, порой они сами доходят до тех решений, которые и я считаю верными.

– Известно, что концерн “Оборонпром” сейчас активно объединяет производителей вертолетов “Ми” и их комплектующих. Как вы будете действовать, если концерн заинтересует и НАРЗ?

– Не удивлюсь, если “Оборонпром” заинтересуется НАРЗом, когда РВК сделает его ликвидным. Скажем, через пару лет. Допускаю, что мы тогда договоримся о продаже акций государству.

– Каковы основные планы по развитию НАРЗа на 2006 г.?

– Работа над составлением финплана на 2006 г. еще продолжается, но основные его параметры уже можно назвать. В следующем году мы планируем выйти на ритмичную, устойчивую работу исходя из ремонта 7–8 вертолетов ежемесячно и увеличить годовой оборот завода до 700–750 млн руб. Это потребует трудов, но я уверен, что для нас посильных.