Не прокатило


Аудиторы Счетной палаты в октябре – ноябре проверили использование “Российским кинопрокатом” бюджетных средств с 2002 г. по начало IV квартала 2005 г., сообщил в пятницу департамент внешних связей палаты. Хотя нецелевого использования средств аудиторы не обнаружили, на коллегии Счетной палаты было объявлено, что цели создания ОАО не достигнуты, а его деятельность, на 70% финансируемая федеральным бюджетом, экономически неэффективна.

В отчете о результатах проверки говорится, что совокупные расходы на прокат фильмов составили 106,4 млн руб. – это в шесть раз превышает доходы от проката. А по ряду фильмов превышение расходов еще более значительное: например, расходы на прокат фильма “Кино про кино” в 61 раз превысили доходы, “Брейк-пойнт” – в 57 раз, “Дневник камикадзе” – в 34 раза, “Егерь” – в 30 раз, “Благословите женщину” – в 24 раза, “Мой сводный брат Франкенштейн” – в 17 раз.

Аудиторы также выявили, что “Роскинопрокат” в некоторых случаях (при прокате фильмов “В движении”, “Раскаленная суббота”, “Егерь”, “Брейк-пойнт” и др.) заключал контракты на поддержку фильмов при отсутствии исключительных прав на сам прокат. В некоторых случаях исключительные права на прокат передавались одновременно нескольким сторонним организациям. Общая сумма таких контрактов, заключенных с нарушением закона об авторском праве, составила 19,5 млн руб.

По мнению Счетной палаты, деятельность государственного кинопрокатчика могла бы быть эффективнее, если бы, например, издавались правовые акты, “регламентирующие вопросы создания, функционирования и формирования имущественного комплекса ОАО “Российский кинопрокат”. В 2003 и 2005 гг. даже не избирался совет директоров акционерного общества, говорится в отчете, а в 2002–2003 гг. не проводился аудит финансово-хозяйственной деятельности.

Коллег кинопрокатчиков претензии аудиторов удивили, ведь “Роскинопрокат” создавался для работы с высокохудожественными лентами, которые могут и не принести прибыль. Есть коммерчески успешные российские ленты, такие как “9 рота”, “Турецкий гамбит”, “Бой с тенью”, говорит Марк Лоло, директор кинопроката компании “Централ Партнершип”, но вместе с тем много интересных фильмов, которые зритель может даже с удовольствием посмотреть по телевизору, но в кинотеатр на них он не пойдет. По его мнению, “Роскинопрокат” столкнулся с проблемой небольшого количества коммерческого кино отечественного производства и нехваткой кинотеатров, где это кино можно показывать. “В США – около 30 000 экранов, а в России их примерно 1000. И на эти экраны пытаются прорваться огромные потоки фильмов из Америки, Франции и т. д.”, – говорит эксперт. С ним соглашается Антон Сиренко, коммерческий директор российского представительства кинокомпании United International Pictures (UIP). Он предположил, что руководство “Роскинопроката” работает эффективно, но “существуют объективные проблемы”. “Хорошее кино выпускать на российский рынок очень рискованно – здесь не всегда все зависит от прокатчика. “Мой сводный брат Франкенштейн”, например, – удача, признанная в основном критиками, – говорит Сиренко. – Государственный кинопрокатчик должен поднимать планку. Он должен вкладывать деньги в фильмы, которые себя не окупят. Мы же, как коммерческие организации, не можем себе такого позволить”.

По оценке самих кинопрокатчиков, оборот российского рынка в 2004 г. составил около $260 млн, из которых приблизительно $110 млн (40%) приходилось на Москву. Ежегодный рост рынка эксперты оценили в 20–30%. Кассовые сборы российских фильмов в кинопрокате занимают весомую долю: за первое полугодие 2005 г., по данным журнала “Кинобизнес сегодня”, они составили $48,3 млн. Кинопрокатчики считают, что уже сейчас доля отечественного кино в кассовых сборах составляет 25–30%.