Новогодний подарок ЦБ


Заметного влияния на денежный рынок снижение ставки рефинансирования не окажет, поскольку сейчас на нем нет острого дефицита ликвидности, признает член совета директоров, заместитель председателя Банка России Константин Корищенко. Сегодня по ставке рефинансирования банки могут привлечь от ЦБ кредиты overnight или провести операцию валютного свопа. Однако снижение ставки до 12% не впечатляет банки. Ведь денежный рынок насытился пришедшими бюджетными средствами и деньгами от последних выплат государства за акции “Газпрома”, поэтому остатки на корсчетах банков в ЦБ сохраняются на высоком уровне, отмечает начальник аналитического центра казначейства Промсвязьбанка Мария Субботина. В пятницу банки держали на корсчетах в ЦБ 450,6 млрд руб. Выше этот показатель был только 11 января этого года – 480,4 млрд руб. Так что ставки на рынке межбанковского кредитования не превышают 3–4% годовых, отмечает Субботина.

О возможном снижении ставки рефинансировании до конца года первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев сообщил пару месяцев назад. А в пятницу Банк России объявил, что с сегодняшнего дня она составит 12% годовых вместо 13%. “Теперь клиенты прибегут и потребуют снизить им ставки по кредитам, хотя никакого отношения к ставке рефинансирования эти операции не имеют”, – сокрушается руководитель одного из банков.

Впрочем, финансисты признают, что ставка рефинансирования остается ориентиром стоимости денег. “Теперь есть понимание того, что верхняя граница привлечения коротких ресурсов на рынке не будет больше 12% годовых”, – говорит начальник управления финансовых рынков МДМ-банка Виктор Жидков. Но сейчас рыночные ставки гораздо ниже. Еще три недели назад корпоративные облигации в основном продавали, но сейчас уже выгодно привлечь короткие деньги и вложить их в долговые инструменты, проценты по которым будут идти и во время новогодних каникул, отмечает Жидков.

ЦБ демонстрирует уверенность в снижении темпов инфляции, что повышает привлекательность рублевых активов, отмечает заместитель гендиректора Московской межбанковской валютной биржи Валерий Петров. Хотя он признает, что положительное влияние от снижения ставки незначительное. Президент Инвестсбербанка Павел Бойко не ожидает изменений процентной политики банков, поскольку ставка рефинансирования все еще не определяет, а только подстраивается под реальные процессы в экономике. Существующие экономические реалии, на которые среагировал ЦБ, банки уже учли в своих ставках, соглашается вице-президент Бинбанка Сергей Ануриев.

Переход от политики валютного курса к политике процентных ставок все более заметен, хотя в условиях большого притока экспортной выручки и разницы в ставках в России и за рубежом эффект не столь ощутим, признает Корищенко. Тем не менее в традиционно богатом на ликвидность декабре ставки упали до 3–4%, а не до 0,5%, как ранее, отмечает он. В России ставка рефинансирования постепенно снижается, в то время как в США и Европе учетные ставки постепенно поднимаются. Так что через несколько лет они могут вплотную приблизиться, рассуждает Ануриев. “Хотелось бы, чтобы к этому времени сама ставка и операции по среднесрочному рефинансированию банков со стороны ЦБ стали бы работающим на практике механизмом”, – надеется один из банкиров.