Прибыльный бизнес


Однако банкиры восторг председателя ЦБ не разделяют. Так, на встрече банкиров с Путиным президент Альфа-банка Петр Авен отметил, что “сегодня никто акции банков покупать не будет”, поэтому им придется искать другие пути повышения капитализации. “Таких банков, которые можно продавать, на рынке нет практически. Маржа низкая, доходность на капитал ниже, чем везде, риски больше”, – пояснил Авен. Основная масса региональных банков увеличивает капитал не за счет учредителей, а за счет прибыли, соглашается Николай Николаев из Зернобанка.

У многих зарубежных банков не только выше рентабельность капитала, но и риски ниже, поддерживает Авена директор департамента международного бизнеса Промсвязьбанка Артем Констандян. Российские банки выстраивают розничные сети, это очень трудоемкий и высокозатратный процесс, который дает отдачу только в среднесрочной перспективе, добавляет предправления Росбанка Александр Попов. Только упрощение процедуры открытия региональных офисов, минимизация отчетности и ее перевод в электронную форму сэкономят банкам миллиарды рублей, говорит он.

В III квартале этого года российские банки заработали рекордные 92 млрд руб. Прибыль подскочила за счет ралли на фондовом рынке и бурного развития потребительского кредитования. Председатель ЦБ Сергей Игнатьев внимательно следит за тем, сколько зарабатывают российские банки. Весной 2003 г. он отметил, что полученная ими в 2002 г. прибыль обеспечила 18%-ную рентабельность капитала (отношение прибыли к капиталу) против 8% в среднем по экономике. Затем прибыльность банков стала одним из критериев при отборе в систему страхования вкладов.

Рост рентабельности и собственного капитала банков на прошлой неделе отметил даже Владимир Путин. Недавно Игнатьев уточнил, что, по оценкам ЦБ, в этом году по сравнению с 2003 г. прибыль банков удвоится, а рентабельность капитала за два года возрастет с 18% до примерно 22–23%.

Рентабельность капитала в банковском секторе не самая высокая по сравнению с другими отраслями, констатирует ведущий эксперт ЦМАКП Владимир Сальников. Наибольшую отдачу в 2004 г. принесла металлургия (цветная – 37%, черная – 58%, в среднем – 48%), кондитеры и табачники заработали до 33–34 коп. на 1 руб. капитала, нефтяники – более 25 коп. По данным Госкомстата, в среднем по промышленности в 2004 г. этот показатель был на уровне 20%. По оценке Игнатьева, рентабельность на капитал в среднем у банков также составила в 2004 г. 20%.

В выигрыше оказываются те, кто уже отстроил сети. Рентабельность банков, ориентированных на розничный сектор рынка, сохранится высокой и в среднесрочной перспективе при правильном развитии бизнеса, считает предправления Импэксбанка Павел Лысенко. А первый зампред правления Сбербанка Алла Алешкина ранее отмечала, что стремительный рост котировок акций банка (его капитализация с начала года выросла более чем вдвое) наглядно иллюстрирует интерес инвесторов к нему. Рентабельность капитала Сбербанка к концу года ожидают не ниже 26,6%.

Однако потенциальных инвесторов интересует не столько быстрая отдача вложенных в банки средств, сколько их дальнейшая перспектива. “Стратегические инвесторы верят в рост российского рынка, а вот для портфельных пока нет достойных предложений, ведь многие собственники пока не желают работать с ними”, – говорит Констандян. К тому же в России банки приносят больший доход, чем в Европе. По данным журнала The Banker, в 2004 г. рентабельность капитала банков в России составила 26%, в то время как в Польше – 11%, а в Венгрии – 34%. Во Франции этот показатель составил 14%, в Германии – 9%, Италии и Испании – 16%, Великобритании – 15%. В Канаде и США банки зарабатывали по 22% на свой капитал. В Китае – 16%, Индии – 33%, Корее – 19%, Сингапуре – 20% и Тайване – 8%. Президент Инвестсбербанка Павел Бойко напоминает, что все больше российских банков собираются провести IPO (Внешторгбанк, Росбанк). По его мнению, привлекательность российских активов для иностранцев сейчас довольно высока, что подтверждается успешными IPO этого года. Есть интерес к покупке банков и внутри страны (что является отражением тенденции к консолидации), и со стороны иностранных банков, которые хотят начать работать в быстро растущей российской экономике, уверен главный советник по инвестициям IFC Томаш Телма. Иностранные банки учитывают не только рентабельность банка, но и потенциал роста, особенно в рознице, добавляет Филипп Майзенберг из Accenture.