Управление с неизвестным


По сведениям федерального чиновника, управление может возглавить Сергей Метлинский, внештатный советник администрации президента по энергетике. Эта фамилия ничего не сказала десятку чиновников, нефтяников и аналитиков рынка, опрошенных “Ведомостями”. Удалось узнать, что Метлинский закончил Горный институт в Санкт-Петербурге и там же – юрфак университета. В последнее время вел бизнес с Китаем, осуществляя сделки с оборудованием для атомной промышленности. В российской практике нередко структуру создают под личность, замечает Сергей Суверов из Газпромбанка. “Если управление окажется под Сечиным, оно может стать противовесом комиссии правительства по ТЭКу”, – предполагает чиновник правительства. По мнению директора Института энергетической политики Владимира Милова, в руках Сечина управление может послужить “Роснефти” и аппаратным интересам замглавы администрации, в противном случае оно станет реализовывать амбициозные цели Путина в энергетике. На саммите “восьмерки” в июле 2006 г. в Санкт-Петербурге Россия объявит приоритетной тему международной энергобезопасности.

До сих пор отраслевых управлений в администрации президента не было. “Существовали советы, рабочие группы и комиссии по ВПК, социалке, экологии, но действовали они, как правило, на общественных началах”, – вспоминает чиновник, 10 лет работавший в администрации. Инициатива с энергетическим управлением, по словам правительственного чиновника, вынашивается замруководителя администрации Игорем Сечиным и связана со стратегической задачей – превратить Россию в лидера мировой энергетики и на базе ТЭКа модернизировать экономику. “Президента совершенно не устраивает положение дел в сфере недропользования и ТЭКа – нестыковка в действиях министерств, затяжка важнейших законопроектов и строительства трубопроводов”, – поясняет чиновник. Его коллега в администрации президента подтвердил наличие таких планов. По его словам, пока не решено, будет ли управление только формулировать стратегические задачи или просто станет проводником предложений, выработанных комиссией правительства по ТЭКу и воспроизводству минерально-сырьевой базы.

Комиссия по ТЭКу во главе с Михаилом Фрадковым утверждена распоряжением правительства в конце прошлой недели. Зампредом комиссии назначен первый вице-премьер Дмитрий Медведев. “Он председатель совета директоров “Газпрома”, а “Газпром” – чуть ли не половина нашего ТЭКа”, – поясняет чиновник правительства. С учетом важнейших решений, которые будет принимать комиссия, Медведев не мог быть вне ее, добавляет чиновник администрации президента. А чиновник из аппарата первого вице-премьера считает, что обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, записанное за Медведевым при распределении обязанностей в правительстве, делает необходимым его присутствие в комиссии.

Положение, подписанное Фрадковым, наделяет комиссию широчайшими полномочиями: она должна обеспечить согласованные действия министерств и ведомств при выработке политики в ТЭКе и недропользовании, совершенствовать правовое регулирование в этих сферах. На заседания она вправе призывать министров, глав агентств, субъектов Федерации и компаний, в том числе частных. “Нефтяники настаивали на создании координационных органов в правительстве, потому что сейчас необходимые законы вязнут в межведомственных согласованиях”, – поясняет замгендиректора “Татнефти” Азат Ягафаров. Сегодня отрасль регулируют Минпромэнерго, Минприроды, Минэкономразвития, агентство по энергетике, ФАС и ФСТ, но, к примеру, вопрос дифференциации НДПИ “болтается пять лет”, сокрушается Ягафаров.

Такая управленческая надстройка поможет координации действий, полагает замминистра промышленности и энергетики Иван Матеров, и от ТЭКа, как от печки, смогут развиваться металлургия, нефте- и газохимия. ТЭК становится глобальным сектором – компании обрастают зарубежными активами, а на нашем поле все больше крупных мировых игроков, говорит замруководителя Агентства по энергетике Владимир Кузнецов.

Энергетическая стратегия до 2020 г. быстро устарела, и появление комиссии в правительстве и управления энергетической политики администрации президента выглядит логичным, считает Валерий Нестеров из “Тройки Диалог”. Сейчас свыше трети нефтедобычи осуществляется госкомпаниями, а если власти примут решение контролировать половину, то решения о новых активах легче провести с помощью новых структур. (Cм. также статьи на стр. А4.)