Электронных подписей станет больше


Закон “Об электронной цифровой подписи” был принят еще в 2001 г., но реально не работает. В сегодняшней редакции закона действительной считается только подпись, подлинность которой подтверждена сертификатом, выданным специальным удостоверяющим центром, объясняет директор правового департамента Мининформсвязи Михаил Якушев. Этот центр, к которому предъявляется множество требований, проверяет, действительно ли владелец сертификата именно тот, кто в нем указан. По сути, эта процедура аналогична нотариальному заверению сделки, хотя в реальной жизни услуги нотариуса при заключении договоров требуются только в исключительных случаях, отмечает Якушев. “Основной проблемой закона было то, что он не учитывал 10-летний опыт работы российских компаний и банков: обмениваясь электронными письмами, они уже давно подписывают их с помощью тех технологий, о которых заранее договорились друг с другом, в полном соответствии с Гражданским кодексом”, – подтверждает президент “Рускрипто” Алексей Волчков.

По словам Якушева, новая редакция закона позволяет легально использовать любые виды электронных подписей, которые авторы законопроекта подразделяют на три категории. Простая ЭП подтверждает, что данное электронное сообщение отправлено конкретным человеком. Усиленная ЭП позволяет не только однозначно идентифицировать отправителя, но и подтвердить, что с момента подписания сообщения его никто не изменял. Сообщение с простой или усиленной ЭП может быть приравнено к бумажному документу, подписанному собственноручно, если стороны заранее об этом договорились, а также в специально оговоренных законом случаях. Кроме того, законопроект предусматривает еще и квалифицированную ЭП – аналог нотариально заверенного договора, где ключ проверки ЭП подтвержден сертификатом, выданным аккредитованным удостоверяющим центром. Сообщение с квалифицированной ЭП во всех случаях приравнивается к бумажному документу с собственноручной подписью.

Кроме того, новая редакция закона значительно упрощает требования к удостоверяющим центрам. “Пока их деятельность подпадает под лицензирование, теперь же вводится аккредитация на добровольной основе”, – говорит Волчков.

“Новый вариант закона стал более либеральным, он снимает множество ненужных запретов и гораздо более приближен к реальной жизни”, – считает президент “ЛАН Крипто” Анатолий Лебедев. Де-факто коммерческие структуры уже давно используют электронные подписи, обозначенные в новой редакции закона как “простая” и “усиленная”, замечает Волчков. Однако по закону они не были легитимными и у компаний периодически возникали юридические трудности, продолжает он. Кроме того, считает Волчков, введение новых видов ЭП значительно упростит жизнь госструктурам, которые хотят ввести электронный документооборот. Сейчас, по данным Росархива, объем ведомственной документации составляет порядка 250 млрд листов в год, причем ежегодно объем переписки увеличивается еще на 8–15%, указывает руководитель отдела маркетинговых коммуникаций ISG Илья Фабричников. По его мнению, внедрение реально действующих ЭП поможет уменьшить бумажный документооборот.

Впрочем, не все участники рынка рады нововведениям. “Любые упрощения работы удостоверяющих центров и механизма применения ЭП будут иметь только негативные последствия, поскольку это резко обострит проблему информационной безопасности”, – считает президент Cognitive Technologies Ольга Ускова. По ее мнению, даже при нынешней системе работы удостоверяющих центров вопросы безопасности решены еще не до конца. Если же процедура упростится, то проблемы с обеспечением защиты данных многократно возрастут, опасается Ускова.