Крутая киномания


Идея выпустить “Дневной дозор” именно 1 января, да еще в рекордном для нашего проката количестве копий (без трех штук 600), – радикальна. Во-первых, всем памятно, чем завершились длинные новогодние каникулы в прошлом году: народ спился и озверел от безделья. Теперь народу, по крайней мере, будет что посмотреть в кино – причем в отсутствие выбора: если не считать двух арт-хитов, “Матч-пойнт” Вуди Аллена и “Горбатой горы” Энга Ли, все прокатчики почему-то придерживают вал новинок до окончания каникул – как минимум до 12 января. Во-вторых, “Дневной дозор” примечателен необычным сюжетом. Продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов и прокатчик – компания “Гемини” – свели риск, что сюжет проникнет в СМИ, к минимуму, не показав фильма прессе и выпуская его тогда, когда газеты и журналы тоже на каникулах.

“Дневной дозор” даже в большей степени, нежели “Ночной”, способен обрести статус киноманского фильма. Для его создателей окрас кадра явно важнее сюжета (тайны которого они так старательно – до забавности – оберегают). Создатели явно ловили кайф от того, как необычно они придумали и сняли каждую следующую сцену. Какой там черт за другим и почему охотится – понять в “Дневном дозоре” можно, но не сразу. Но это и не принципиально.

Киноманство уже в том, как в “Дневном дозоре” сделаны вступительные титры. Едет по ночной столице грузовик светлых сил с надписью “Горсвет”, а в его лобовом стекле отражаются все встречные рекламы: плакаты, растяжки, неоновые надписи на зданиях. Там и значатся все фамилии творческой группы и артистов. Киноманство – в построении сюжета: приятно недовыстроенного. Оно же – в остроумном киностебе (герой Хабенского, спасаясь от преследователей, прошибает плакат фильма – финансового конкурента “Дозора” – “9 роты”, а детей светлых, оказывается, обучают в чем-то типа гарри-поттеровской школы “Хогвартс”). Киноманство – в чуждой прямолинейному Голливуду, но близком большим литературным традициям от Гофмана и Гете до Булгакова – трактовке взаимодействия “Добра” и “Зла” (светлые не есть непременно Добро, а темные – Зло, зато само их взаимодействие очень важно для нормального развития человечества; тут основа – баланс, и плохо, когда начинает побеждать какая-то одна из сил – даже светлые, и те способны установить тоталитарный режим во имя всеобщего счастья человечества).

Наконец, ориентация на киноманов – в совершенно непредсказуемых придумках с использованием компьютерной графики. Спецэффектов в “Дневном дозоре” намного больше, нежели в “Ночном”. Есть невероятно эффектный проезд машины Жанны Фриске по вогнутой стене – прямо по стеклам – гостиницы “Космос”. Есть разрушающаяся и падающая на окрестные дома Останкинская телебашня. Есть гигантское колесо обозрения ВДНХ, сорвавшееся с места и катящееся по московской улице – впереди в ужасе бегут люди.

Я готов поставить 100 рублей против одного, что “Дневной дозор” станет абсолютным рекордсменом нашего проката, легко обойдя соперников (пока тройка лидеров выглядит у нас так: “9 рота” – “Турецкий гамбит” – “Ночной дозор” – а потом уже “Властелин колец: Возвращение Короля”). И знаете почему? Отнюдь не только благодаря прокатной стратегии и сюжету. А потому, что “Дневной дозор” способен доставить публике, воспитанной на коммерческом кинематографе, новое удовольствие – почувствовать себя киноманами.

Такое “слишком наше” кино пользуется успехом и на Западе. “Ночной дозор” установил рекорд для нас, заработав за рубежом $16 млн – для Америки фигня, для любой Европы – суперуспех. В Европе есть сейчас только две кинематографии: датская (маргинальная) и французская (единственная коммерческая). Так, глядишь, наше кино постепенно станет частью экспорта наряду с газом. На Украину, в отличие от газа, мы кино уже экспортируем. И Украина, в отличие от газа, за кино нам радостно платит.