Новое бремя “Роснефти”


Предполагается, что “Роснефтегаз” расплатится с кредиторами после того, как продаст неконтрольный пакет акций “Роснефти” стратегическому инвестору и на биржах. Чиновники рассчитывают выручить за акции госкомпании около $15 млрд – из этих денег и будет погашен кредит. Оставшиеся деньги планируется направить на погашение долга “Роснефти”, который на конец первого полугодия составил чуть менее $12 млрд. IPO госкомпании запланировано на следующий год, “Роснефть” уже подписала документы с организаторами размещения – банками – кредиторами “Роснефтегаза”. Но пока “Роснефть” только готовится стать публичной компанией. До конца года не планируется принимать никаких решений об IPO, сказали вчера “Ведомостям” несколько источников, близких к госкомпании.

Но обслуживать кредит “Роснефтегазу” нужно уже сейчас. Ему придется платить более $400 млн в год процентов, а кроме акций “Роснефти” и “Газпрома” у него нет никаких активов. Дивиденды на эти пакеты “Роснефтегаз” получит в лучшем случае в середине будущего года, а платить проценты, как правило, нужно два раза в год, говорит аналитик Газпромбанка Сергей Суверов.

Как стало известно “Ведомостям”, с деньгами материнской компании поможет “Роснефть”. “Мы будем предоставлять “Роснефтегазу” внутрикорпоративные кредиты для уплаты процентов”, – сказал “Ведомостям” представитель “Роснефти”. Условия этих займов он не уточнил.

Выделять $400 млн в год – существенное бремя для “Роснефти”, ведь у нее самой большой долг, который надо обслуживать, говорит начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. В ближайшее время “Роснефть” планирует привлечь еще $1 млрд на оплату новых покупок и покрытие кассового разрыва. “Обслуживать долг владельца противоестественно. “Роснефтегаз” выкупал акции “Газпрома” для правительства, которое и стало выгодоприобретателем, а “Роснефть” от этой сделки ничего не получила”, – возмущается Дашевский, оговариваясь, что акционер вправе решать, как распорядиться деньгами компании. “Роснефть” уже кредитовала “Роснефтегаз”, пока он не привлек деньги западных банков. В июле она одалживала ему $560 млн на первый платеж за акции “Газпрома”.

Для “Роснефти” это вынужденная ситуация, другого выхода у нее нет, уверен Суверов. После IPO “Роснефтегаз” вернет ей все деньги, отмечает аналитик. Но полагает, что кредитовать материнскую фирму ей придется на льготных условиях. Зато расходы по обслуживанию долга “Роснефтегаза” станут для “Роснефти” дополнительным стимулом побыстрее провести IPO, резюмирует Дашевский.