Японский поход


Фонды прямых инвестиций все увереннее обживаются в Японии. По данным Bank of Tokyo-Mitsubishi, они уже собрали $20 млрд для приобретений в этой стране. Так, на прошлой неделе фонд прямых инвестиций Goldman Sachs Group объявил о планах потратить более $2,5 млрд на пакет акций Sanyo Electric.

“Выкупы компаний становятся реальностью в Японии”, – говорит основатель Carlyle Group Дэвид Рубенстайн. В начале 90-х, когда он собирал средства для первого японского фонда, желающих вложиться в него было очень мало. Рубенстайн смог собрать всего половину от $200 млн, на которые рассчитывал.

Средняя сумма сделки с участием фондов прямых инвестиций в Японии составляет $130 млн (против $22 млрд в Китае). Но у Японии есть и другие преимущества перед соседом. Недавно фонд Carlyle за $375 млн купил 85% акций китайской машиностроительной компании Xugong Group Construction Machinery. Но, даже имея контрольный пакет, Carlyle не может уволить сотрудников завода или сменить менеджмент без одобрения китайского миноритария. В Японии новые собственники имеют большую свободу в управлении бизнесом. В июне Goldman и Mori Trust инвестировали $400 млн в японскую строительную компанию Fujita, и если они решат ее продать, то смогут это сделать без чьего-либо одобрения.

Приток капитала фондов прямых инвестиций в Японию может стать катализатором реструктуризации бизнеса. “Раньше японский капитализм был статичным, – говорит Юкихари Кихо, генеральный менеджер подразделения по развитию бизнеса Bank of Tokyo-Mitsubishi, – теперь мы учимся динамичному капитализму. Нам предстоит увидеть больше продаж компаний и реструктуризаций. Рост больше не может идти только изнутри”.

Особые надежды фондов прямых инвестиций связаны с Sony, гендиректором которой в марте стал американец Ховард Стрингер. Рынок еще не забыл, как изменилась Nissan Motor, когда в 1999 г. ее возглавил Карлос Гон. В то время дела автопроизводителя шли плохо, и ему остро были нужны денежные средства, поэтому Гон сделал то, на что отважились бы немногие японские гендиректора: он продал часть бизнеса. “Это был первый опыт реструктуризации японской компании в западном стиле”, – говорит старший вице-президент компании Mitsui Цумото Ёсида.

Фонды прямых инвестиций, неплохо заработавшие на продаже подразделений Nissan, ждут подобной стратегии от гендиректора Sony. Компания уже объявила, что в ближайшие годы может продать непрофильные активы – недвижимость и акции (их общая стоимость 120 млрд иен ($1 млрд), а также провести IPO финансового подразделения. Аналитики ожидают, что Sony решит продать часть производства и покупатели смогут перевести их в другую азиатскую страну, чтобы удешевить производство.

А у корпоративной Японии появились новые страхи. “Всего 2–3 года назад, когда я говорил корпоративным клиентам, что фонды прямых инвестиций могут стать инструментом для реструктуризации японских компаний, мне отвечали: “Мурасе, учитель, ты перешел на сторону темных сил?” – рассказывает он, – теперь это общепринято, но точно так же боятся хедж-фондов”. (WSJ, 27.12.05, Татьяна Бочкарева)