2% для своих


За первое полугодие 2005 г. “Роснефть” добыла 35,8 млн т нефти, выручка по US GAAP составила $9,86 млрд, чистая прибыль – $2,44 млрд. “Роснефть” готовит IPO, деньги от которого пойдут на погашение $7,5-миллиардного долга ее владельца – “Роснефтегаза” и собственных долгов госкомпании (около $12 млрд). Перед размещением “Роснефть” планирует консолидировать 12 основных “дочек”.

Вчера информационные агентства опубликовали подробные планы предстоящего размещения “Роснефти”. В июне госкомпания планирует продать до 30% акций на Лондонской фондовой бирже (LSE), за которые надеется получить $20 млрд, передает Reuters со ссылкой на презентацию компании. От размещения в России, в том числе розничной продажи гражданам, “Роснефть” намерена собрать еще $2–4 млрд.

Но не факт, что “Роснефть” продаст все 30% на бирже. Государство рассматривает возможность продажи 12,67% акций госкомпании до IPO, передало вчера агентство “Интерфакс” со ссылкой на источник, знакомый с ходом подготовки размещения. По его мнению, за эти акции можно выручить $7,6 млрд, необходимых для погашения задолженности “Роснефтегаза”. Подтвердить эту версию не удалось.

По замыслу “Роснефти” после всех сделок у государства останется 64,1% компании. В свободное обращение поступит 27,5% акций, еще 6,4% получат миноритарии “дочек” при консолидации. Из них 4,3% достанется ЮКОСу, у которого остались привилегированные акции “Юганска” (23% капитала).

Не забыли менеджеры “Роснефти” и о себе. В презентации компании упоминается опцион для ее сотрудников на 2% акций.

Отдать 2% на опционы сотрудникам предложили менеджеры нефтяной компании, рассказали “Ведомостям” чиновник президентской администрации и топ-менеджер одного из банков, консультирующих “Роснефть”. По словам банкира, это нормальная практика, но менеджеры должны иметь возможность реализовать опцион только через несколько лет. Цена, по которой они хотят выкупить акции, пока не ясна.

В пресс-службе “Роснефти” от комментариев отказались, а связаться с топ-менеджерами компании не удалось. “Программа предполагается не только для менеджеров, а рассчитана на широкий круг сотрудников”, – говорит источник, участвующий в подготовке размещения акций “Роснефти”, подчеркивая, что это лишь “предварительные предложения” компании, которые еще предстоит одобрить чиновникам.

Их такие аппетиты удивили. Предложенный 2%-ный пакет – это слишком много, это не пройдет, утверждает сотрудник администрации президента. Руководители других компаний, в том числе государственных, гораздо скромнее. РАО ЕЭС в рамках программы опционов для менеджеров выкупило около 1% акций компании (вчера капитализация РАО в РТС – $18,1 млрд). Менеджеры получат право выкупа акций в 2007 г. по цене, фиксированной в 2004 г. Менеджеры “Газпрома” попросили себе на опционы всего 0,06%, но программа еще не утверждена. На конец 2004 г. у главы BP Джона Брауна был двухлетний опцион на выкуп 356 000 акций на $3,5 млн по $10 за акцию.

“За что менеджеры [“Роснефти”] хотят получить акции? – недоумевает президент Института энергетической политики Владимир Милов. – Почти все крупные компании в стране давно консолидировались, а менеджмент “Роснефти” за семь лет не смог этого сделать. Люди, которые считались просто государственными менеджерами, теперь хотят стать фактически собственниками. По сути, это та же приватизация для менеджеров, которая была в 90-е”. Сколько стоят 2% “Роснефти”, пока не ясно. В начале ноября Deloitte оценивала “Роснефть” до консолидации в $48 млрд, после консолидации – в $58 млрд. Но в новой презентации на основе расчетов консультантов из Deloitte “Роснефть” сделала вывод, что ее капитализация после IPO может превысить $72 млрд. Тогда доля менеджеров будет превышать $1,4 млрд.