Год латания дыр


Альфастрахование” купила в Казани небольшую компанию “Аверс” (366-е место по сборам за девять месяцев 2005 г.). Кэптив местной финансово-промышленной группы “ТАИФ” обошелся “Альфе” всего в 53,6 млн руб. В 2006 г. на региональное развитие “Альфастрахование” готова потратить $20–40 млн, рассказывал “Ведомостям” гендиректор компании Владимир Скворцов. Планы владельца “Ренессанс Страхования” Бориса Йордана куда амбициознее: он готов потратить на покупки около $100 млн. Уже куплена питерская “Прогресс Нева” (сумма сделки не раскрыта). Хотя “среди активных игроков очень мало действительно хороших, крепких компаний”, жаловался Йордан в интервью “Ведомостям”. В Петербург устремилось и “Межрегиональное страховое соглашение” (МРСС), купившее 74% акций компаний “АСК-Петербург” и “АСК-Мед” у Льва Панеяха. Ни он, ни гендиректор МРСС Семен Акерман не раскрыли стоимость покупки. Но самую загадочную и самую рекордную сделку совершила не страховая компания, а банк. За 38,5% акций небольшой компании “Регионгарант” (230-е место по сборам за девять месяцев 2005 г.) Газпромбанк, согласно его отчетности по МСФО, заплатил $7,5 млн. Участники рынка и аналитики до сих пор не могут понять, зачем она Газпромбанку.

Слияния и поглощения продолжатся, полагает гендиректор “Ренессанс Страхования” Николай Клековкин – и не исключает даже объединений крупных игроков. Нынешние рыночные условия заставляют страховщиков выбирать – либо становиться нишевыми компаниями, либо объединяться или продаваться, поддерживает его коллега из “Альфастрахования” Владимир Скворцов. В 2006 г. демпингующих на тарифах компаний будет больше, прогнозирует гендиректор “Росно” Леонид Меламед. Многие страховщики, имеющие проблемы с собственными средствами, начнут либо искать инвестора, либо готовиться к объединению. Но чтобы быть привлекательными, таким компаниям придется набирать портфель, не слишком заботясь о будущем финансовом результате, а поэтому им придется демпинговать, считает Меламед. “Сдерживающий фактор консолидации – качество страховых компаний”, – говорит Клековкин. Но если страховщики будут раскрывать финансовые показатели, а установленные Минфином нормы будут контролироваться страховым регулятором, процесс слияний и поглощений пойдет гораздо быстрее, уверен он.

В прошедшем году стало совсем не модно заниматься схемами – налогосберегающими операциями под видом страхования. По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), в 2003 г. доля схем на рынке составляла 42% из 432,4 млрд руб. премий. По оценкам аналитика Fitch Дмитрия Пискулова, из-за снижения доли схем в страховании жизни и имущества их объем сократится на $2,5 млрд – с $6,7 млрд в 2004 г. до $4,2 млрд в этом году. Но борьба регулятора со схемщиками привела к неразрешимому спору. Столичное страховое общество, одно из лишившихся лицензии лидеров 2004 г. по страхованию жизни, решило оспорить санкции надзора в суде – и преуспело в этом. Но приказ об отзыве лицензии ФССН не отменила. Шеф ФССН Илья Ломакин-Румянцев считает борьбу со схемами вопросом, к которому не стоит возвращаться, а президент ССО Павел Логинов уверен, что ФССН просто не дает нормально работать. “Я считаю, что ФССН должна сказать нам спасибо за помощь в выстраивании отношений с рынком, за выявление большого числа законодательных дыр”, – говорил Логинов в интервью “Ведомостям”.

Еще одной заметной тенденцией стал крах компаний с лицензией на ОСАГО. Сегодня число страховщиков автогражданки с отозванной лицензией достигнет десяти: это “Росмедстрах”, “Фиделити-Резерв”, а также “Авест”, “Доверие”, Евро-Азиатская страховая компания, Западно-Сибирская транспортная страховая компания, “Наша надежда”, Столичное страховое общество, Страховое общество Содружества Независимых Государств и “Универсальный полис”. Рынок реагировал на крах коллег оперативно: Российский союз автостраховщиков (РСА) разработал поправки в закон об ОСАГО, принятие которых позволило РСА платить автовладельцам, пострадавшим от клиентов, ушедших с рынка компаний. “Этот год запомнится уходом операторов ОСАГО, сделавших скидку на массовые продажи полисов, – говорит Владимир Новоселов, заместитель управляющего директора по продажам компании “Энергогарант”. – Некоторые страховщики с мощной сетью продаж несерьезно отнеслись к такому сложному продукту, как ОСАГО, и поплатились за это. РСА, надо отметить, вовремя подготовил поправки”.