ИТОГИ: Проводы среднего года


Как это бывает обычно, к концу года настроения в обществе несколько улучшились. Отчасти это отражает предпраздничные ожидания и благоприятную экономико-потребительскую конъюнктуру в стране, отчасти – спад социальной напряженности после тревог, вызванных монетизацией льгот в первые месяцы 2005-го. Самый распространенный ответ на вопрос, что хорошего принес год: “Хорошо то, что не случилось ничего плохого” (так считают 31% опрошенных). Согласно старой притче тесное жилье покажется просторным, если в нем поместить еще козу, корову и т. д., а потом вывести их прочь; нечто подобное пришлось пережить российским гражданам в уходящем году.

Давно прошло время победных рапортов о великих свершениях очередного года и надежд на премиальные за перевыполнение очередного планового задания. Сейчас работает иная логика: невыполнение прошлых заданий приходится перекрывать новыми призывами и порывами, которые ждет та же судьба. А людям остается довольствоваться полученным, проверять соотношение темпов роста цен и выплат и постоянно тревожиться о зыбкости положения (уверенность в собственном будущем в последнее время испытывают треть опрошенных, две трети ее не имеют). Подводя итоги уходящего года, его чаще считают (и для страны, и для своей семьи) более трудным, чем предшествующий, хотя и не настолько, насколько прошлый год в сравнении с позапрошлым. Самое распространенное чувство, которое укрепилось за этот год, – усталость, безразличие.

Такие настроения, естественно, влияют и на массовое восприятие событий и кумиров минувшего года. Чудовищную по своему масштабу и значению трагедию в Беслане назвали важнейшим событием 2004 г. более половины опрошенных. А в уходящем году на первом плане общественного внимания оказались события иного порядка – празднование 60-летия Победы и гибель губернатора Михаила Евдокимова (более трети опрошенных указали и то и другое), о монетизации вспоминали реже.

А среди людей года (мужчин), названных респондентами, три первых места вновь заняли Владимир Путин, Сергей Шойгу и Владимир Жириновский – три совершенно разные личности, безальтернативно заметные и яркие, оказались одинаково необходимыми и дополняющими друг друга на политическом небосклоне. На женской половине пьедестала года очередной раз в лидерах оказывается своя несменяемая тройка – Валентина Матвиенко, Ирина Хакамада, Алла Пугачева.

Около половины (48%) надеются на то, что наступающий год будет лучше уходящего, 6% в этом уверены. Только 7% настроены на ожидание худшего, остальные рассчитывают на то, что скорее всего ничего не изменится или, по крайней мере, хуже не будет; 34% опрошенных полагают, что наступающий год будет “очень хорошим” или “хорошим” (в ожидании 2005 г. так считали 31%), 44% ожидают “среднего” года (в прошлом году – 41%), 12% (15%) ждут “плохого” или “очень плохого”. Во всех социальных и политических группах преобладают ожидания “среднего” года, самые молодые, а также сторонники всепобеждающей партии власти ждут скорее “хорошего”.

Вот как выглядят представления о возможных и маловероятных тенденциях 2006 г.: 43% (против 40%) склонны ожидать преимущественно спокойного развития экономической жизни в России. Экономический кризис наподобие дефолта 1998 г. считают более или менее возможным 30%, невозможным – 58% (здесь и далее число затруднившихся ответить не приводится). При этом 82% отмечают, что благополучие страны в 2006 г. будет зависеть от мировых цен на нефть так же или даже сильнее, чем сейчас, всего 5% предполагают, что такая зависимость уменьшится.

Заметно менее определенными выглядят ожидания в отношении политической реальности наступающего года. Одинаково часто (по 39%) высказываются мнения о спокойном и напряженном положении в этой сфере. Практически невероятными в будущем году представляются такие события, как досрочные выборы президента (их допускают лишь 10% против 82%), государственный переворот (10% против 80%), оранжевая революция (10% против 77%). Отставку правительства полагают возможной 20%, исключают 77%. Отношения между различными политическими силами в 2006-м скорее всего (50%) представляют как скандалы, разоблачения, “борьбу без правил” (примечательно, что такое мнение преобладает и в электорате “Единой России”), 19% верят, что на политической сцене возобладают “согласие и сотрудничество”, а 12% – что там будет установлен “строгий порядок, не допускающий разногласий и соперничества”.

Перспективы отношений между Россией и странами Запада кажутся благоприятными 45%, не согласны с этим 33%. Иное соотношение мнений относительно отношений с Украиной: на их спокойное развитие надеются 33%, не надеются 44%. Вооруженный конфликт с какой-либо соседней страной полагают возможным 20%, скорее или совершенно невозможным – 66%. Более вероятным представляется новый конфликт на Кавказе: половина опрошенных (49%) допускают, что он может произойти, треть (34%) не склонны с этим соглашаться.

Конечно, массовые предположения – не прогноз, они заслуживают внимания именно как индикатор сегодняшних общественных настроений. По данным многолетних наблюдений, позитивные ожидания в отношении каждого наступающего года высказываются в полтора-два раза чаще, чем позитивные оценки того же года, сделанные при прощании с ним. Скажем, год назад 31% ожидали, что 2005-й окажется “очень хорошим” или “хорошим”, а сейчас ему присудили такую оценку 17%. Зато на “средний” год рассчитывали 41%, а он оказался таким для 66%. Скорее всего, “усреднятся” и суждения о 2006-м после того, как события вышьют свой рисунок на канве общественных ожиданий.