Консолидации – нет


2004 год поставил точку в переделе металлургических активов. Борис Иванишвили продал последние из “свободных” ГОКов – Стойленский и Михайловский. Первый достался Новолипецкому меткомбинату (НЛМК), а второй перешел под контроль Василия Анисимова и Алишера Усманова, владеющего крупными пакетами акций Лебединского ГОКа, “Уральской стали” и Оскольского электрометаллургического комбината. Предприниматели загорелись идеей консолидировать отрасль. Владелец “Северстали” Алексей Мордашов еще в 2000 г. предложил хозяину Магнитки Виктору Рашникову объединить активы, аналогичные переговоры в те годы вели совладельцы “Евраза” и НЛМК. Но никто из металлургов тогда не пожелал расстаться со статусом контролирующего акционера. Как выяснилось, годы не изменили их сознания. Усманов говорит, что в этом году сделал предложение объединиться всем российским металлургам, казахским и украинским производителям сырья. Особенно он уговаривал Рашникова. Но Рашникова не сломила даже сырьевая блокада, в которой Магнитка оказалась из-за прекращения поставок руды с Михайловского, Лебединского ГОКов, Соколовско-Сарбайского ГПО (Казахстан). И хотя теперь представитель Магнитки уверяет, что менеджмент комбината не отказался обсуждать идею консолидации с Усмановым, а “просто конкретных переговоров на эту тему так и не случилось”, большинство других металлургов честно признаются, что тема объединения российских компаний уже отыграна. “Момент упущен. Это было актуально года два назад”, – говорит сотрудник одной из меткомпаний. А финансовый директор “Евраза” Павел Татьянин считает, что в дальнейшем возможны лишь небольшие, “нишевые” сделки, как, например, планируемое приобретение НЛМК другого российского производителя трансформаторной стали – “ВИЗ-Стали”.

Металлурги в этом году продолжили поход на западные биржи. Владимир Лисин (НЛМК) и Александр Абрамов (“Евраз”) решили капитализировать свой бизнес. Принадлежащие им компании провели IPO в Лондоне. “Евраз” за 8,3% акций получил $422 млн, а Лисин за 7% акций НЛМК выручил $609 млн. Татьянин полагает, что в дальнейшем металлурги развернут более активную борьбу за зарубежные активы. В этом году “Евраз” купил чешский Vitkovice Steel и итальянский Polini e Bertoli, “Северсталь” – европейскую группу Lucchini. ММК в конце года подал заявку на участие в конкурсе по продаже Pakistan Steel. Но победить в торгах по продаже крупных активов – турецкого Erdemir и украинской “Криворожстали” – нашим металлургам не удалось. Для того чтобы в дальнейшем покупать дорогостоящие активы, металлургам придется заключать альянсы, говорит Вячеслав Смольянинов из “Уралсиба”.

В этом году закончился период высоких цен на сталь. По данным ОФГ, прокат с начала года подешевел на 30–25% (холоднокатаный сейчас стоит около $480 за 1 т, горячекатаный – $380 за 1 т). Но деньги на покупки у всех металлургов по-прежнему есть. По данным “Уралсиба”, у НЛМК на конец сентября было на балансе около $2 млрд, у Магнитки и “Северстали” на конец года будет примерно по $1 млрд. Падение цены прекратилось, и в следующем году, по прогнозу “Уралсиба”, прибыли меткомбинатов будут примерно на уровне 2005 г. “Когда металлурги зарабатывают сверхприбыли и чувствуют себя комфортно, объединяться они не будут”, – рассуждает аналитик “Атона” Владимир Катунин. К тому же у каждой группы харизматичные лидеры и они не хотят терять контрольные пакеты, отмечает он. Аналитик группы “ЦентрИнвест” Александр Якубов считает, что крупной сделкой в 2006 г. может стать лишь продажа контрольного пакета акций “Евраза”, владелец которого Александр Абрамов недавно заявил об уходе со всех руководящих постов в компании.