Война выдавлена из Чечни


Потрясшая Россию серия терактов 2004 г. не привела к каким-то радикальным переменам ни в структуре антитеррористических служб, ни в сфере законодательства, несмотря на обещания депутатов и чиновников. Расследование теракта в Беслане выявило старые болячки силовых структур – плохую координацию, слабое взаимодействие с гражданскими службами.

Впрочем, силовикам и без масштабных перетрясок удалось в основном предотвратить в этом году теракты, аналогичные кровавым нападениям 2004 г. Спецслужбы смогли нанести удар и по руководству Ичкерии, уничтожив в марте ее президента Аслана Масхадова, но эта акция имела главным образом политическое, а не военное значение.

В Чечне, где власть вице-премьера Рамзана Кадырова еще более укрепилась после проведенных в ноябре парламентских выборов, количество нападений на федеральные силы существенно сократилось. Однако многие силовики подозревают, что это стало результатом своего рода негласного соглашения между боевиками и силами, подконтрольными Кадырову. Боевики не трогают федеральные силы, а чеченские власти нейтрализуют усилия российских спецслужб по поимке боевиков. Чечня стала таким же “безопасным тылом” для боевиков, как ранее им была Ингушетия.

Это стало предпосылкой для новой стратегии сепаратистов, заявивших о намерении распространить свои действия на весь Северный Кавказ. И действительно, уже в первой половине этого года значительно возросло количество нападений на правоохранительные органы в Дагестане. Подобные акции начались и в ранее тихой Кабардино-Балкарии. Кульминацией активности боевиков за пределами Чечни стала атака на столицу Кабардино-Балкарии Нальчик.

По мнению спецслужб, изначально атака на Нальчик замышлялась как серия масштабных нападений и терактов с массовым захватом заложников, которая должна была по своим масштабам многократно затмить теракт в Беслане. При этом основную часть диверсионной группы должны были составить обстрелянные боевики из Чечни и других республик, а роль кабардино-балкарского ваххабитского подполья, где было мало опытных боевиков, сводилась к задачам разведки и обеспечения. Однако правоохранительным органам удалось обнаружить склады боеприпасов и предпринять другие упреждающие действия, в результате местные боевики выступили раньше запланированного срока. В силу их малоопытности налет окончился провалом для его организаторов. Тем не менее ситуация в республике дестабилизирована и весной-летом будущего года здесь возможны акции возмездия боевиков.