Швейцария хранит тайны ЮКОСа


Еще в марте 2004 г. швейцарская прокуратура арестовала счета более чем 20 граждан и десятка компаний, которых российская Генпрокуратура подозревала в причастности к уголовным делам, связанным с Group Menatep и компанией ЮКОС. Общая сумма арестованных активов составила $5 млрд. Среди них были и счета фонда Veteran Petroleum, а также 10% акций ЮКОСа, находившиеся в управлении фонда.

Генпрокуратура тогда заявляла, что эти деньги были получены незаконным путем, в том числе от сделок по продаже нефти. Однако в июне 2004 г. Верховный суд Швейцарии снял арест с большинства активов, заявив, что прокуратура основывалась на недостаточных доказательствах, полученных от российских властей.

9 января этот же суд решил заблокировать передачу документов швейцарских банков в Россию для расследования по делу ЮКОСа, говорится в определении суда. Москва направила недостаточно информации для обоснования своего запроса. Из-за этого около 80 томов, содержащих информацию относительно компаний и банков, связанных с активами ЮКОСа, не могут быть переданы России. “Швейцария не согласилась бы помогать в том, что больше похоже на бесконечный поиск свидетельств”, – говорится в определении суда.

Ранее ассоциация швейцарских банков заявляла, что прокуратуре страны следует проверить, не было ли требование заблокировать счета ЮКОСа в швейцарских банках политически мотивированным. Кроме того, судья сослался на доклад Совета Европы, в котором говорится, что арест топ-менеджеров компании и ее руководителя Михаила Ходорковского стал попыткой подавить оппозицию. Чтобы вновь попытаться получить документы, Генпрокуратуре придется предоставить переведенные на французский язык копии судебных слушаний по делу Ходорковского и его партнера Платона Лебедева, а также определения российских судов. Кроме того, у судей вызвала недоумение просьба Генпрокуратуры предоставить документы в связи с делом “Апатита”, ведь по российским законам срок давности по этой сделке прошел.

“Швейцарская юридическая система согласилась с остальной Европой в том, что российская сторона зашла слишком далеко в своих действиях, не имея достаточных доказательств”, – радуется управляющий Group Menatep Тим Осборн. По его словам, на данный момент у компании в Швейцарии под арестом находится примерно $45–50 млн. Но в Генпрокуратуре рук не опускают. По словам представителя этого ведомства Наталии Вишняковой, Генпрокуратура предоставит все запрашиваемые швейцарским судом документы.

“Российской прокуратуре будет не очень просто получить банковские документы”, – говорит управляющий партнер A.S.T. Legal Анатолий Юшин. После ареста активов и счетов ЮКОСа и близких к нему структур в 2004 г., который многих напугал, швейцарским властям невыгодно легко соглашаться на требования российских властей, рассуждает юрист.