ВЕКТОР


Битва гигантов

До недавнего времени транспортные монополии – “Транснефть” и “Российские железные дороги” (РЖД) спокойно делили между собой перевозку нефти. Из-за высоких тарифов нефтяники перевозят нефть в цистернах только там, где нет трубы. Например, по железной дороге нефть экспортируется в Китай, что, по оценке экспертов, приносит РЖД около $300 млн в год. Но вскоре железная дорога может потерять эти деньги. В этом году “Транснефть” хочет начать строительство Восточного нефтепровода до границы с Китаем. РЖД решила бороться за своих клиентов. В конце прошлого года компания объявила о готовности уменьшить тарифы на перевозку нефти в Китай до более низкого уровня, чем предполагаемый тариф “Транснефти” по восточной трубе. Но за это РЖД просила нефтяные компании гарантировать поставку в Китай не менее 40 млн т нефти в год. Это на 10 млн т больше, чем в Китай планируется поставлять по трубе. “Транснефть” не стала ввязываться в тарифную войну. В ответ президент монополии Семен Вайншток объявил, что она прекратит “налив нефти на своих эстакадах, на маршрутах, альтернативных Восточному нефтепроводу”, как только тот будет построен. Это значит, что железнодорожникам просто нечего будет поставлять. “Это наши мощности, и это наше решение”, – сказал Вайншток. Он уверен, что для нефтяников трубопроводный экспорт в любом случае будет выгоднее железнодорожного. Похоже, РЖД придется отступать. У компании немного экономических рычагов, ведь затраты на перевозку нефти по железной дороге намного выше, чем по трубе. Да и политическая поддержка в этом споре, скорее всего, будет на стороне “Транснефти” – президент Владимир Путин не раз торопил чиновников со строительством трубы.

Сам себя не похвалишь...

Месяц назад Федеральная антимонопольная служба отказалась от публикации белых списков банков, честно работающих на рынке розничного кредитования, т. е. выполняющих ее рекомендации по информированию граждан о реальных условиях кредитования и полностью раскрывающих потенциальным заемщикам данные обо всех платежах и обязательствах по кредиту. Однако “добропорядочные” банкиры теперь смогут это делать сами. По крайней мере такой вывод напрашивается из решения ФАС, прекратившей, по данным “Интерфакса”, производство по делу о недобросовестной рекламе в отношении екатеринбургского банка “Северная казна”. Осенью Управление ФАС по Челябинской области возбудило дело, посчитав, что рекламные щиты банка со слоганом “Честные кредиты. Без скрытых комиссий” и газетные публикации содержат некорректное сравнение с условиями предоставления услуг другими банками. Но в итоге эксперты не обнаружили нарушений антимонопольного законодательства или закона о рекламе, а банк отделался рекомендацией в дальнейшем не использовать обезличенные сравнения рекламируемых им услуг с услугами других юридических лиц. Так что коллеги-банкиры теперь смогут без опаски взять на вооружение тактику “Северной казны” – также в надежде получить конкурентное преимущество и заманить заемщиков. Остается лишь надеяться, что ФАС вместе с ЦБ проверит, соответствует ли такая реклама реальному положению дел.