Второй на связи


На конец декабря 2005 г. лицензии на дальнюю связь были выданы 15 операторам, в том числе “Межрегиональному Транзиттелекому” (МТТ), “Транстелекому” (ТТК), Golden Telecom (GT) и “Экванту”. При этом, по мнению министра информационных технологий и связи Леонида Реймана, на практике будет реализовано всего лишь 6–8 лицензий. Сейчас реальный соперник у “Ростелекома” только один – МТТ. Именно эта компания наравне с “Ростелекомом” уже получила специальные коды для доступа к своей сети конечных абонентов. Чтобы позвонить через МТТ по межгороду, абоненты после традиционной восьмерки должны набирать 53, для звонка за рубеж – 58. Чтобы воспользоваться услугами “Ростелекома”, для звонка по России надо будет после восьмерки набрать 55, для зарубежного звонка, как и раньше, 10.

Как пояснил корреспонденту “Ведомостей” оператор горячей линии МТТ, воспользоваться услугами оператора для звонков в другие города со вчерашнего дня могут жители Санкт-Петербурга и Твери, а с 15-го числа – москвичи. Жители остальных регионов при наборе восьмерки по-прежнему автоматически попадают в сеть “Ростелекома”. Как сообщили в МТТ, предоставлять услуги на территории всей страны оператор начнет с 1 марта. Тарифы МТТ, по словам источника, близкого к компании, будут в среднем на 10–15% ниже ростелекомовских. Звонок из Москвы во Владивосток обойдется абоненту МТТ в 5 руб. за 1 мин. круглосуточно. У “Ростелекома” минута в этом направлении стоит 7,2 руб. в будни с 8 до 20 часов и 4,4 руб. по праздникам и с 20 до 8 часов в будни. Минута звонка в Архангельск по сети МТТ будет стоить 4 руб. круглосуточно, а по сети “Ростелекома” – 5,5 руб. в обычное время и 3,2 руб. в льготные часы.

В МТТ не говорят, сколько намерены потратить на рекламную кампанию, добавляя, что в ней будут задействованы печатные и телевизионные СМИ, а также уличная реклама. Ранее в интервью “Ведомостям” гендиректор МТТ Константин Солодухин говорил, что объем инвестиций МТТ в маркетинг в ближайшие год-два может составить около 10% от выручки по новым услугам. “Ростелеком” тоже не дремлет: как рассказали “Ведомостям” в пресс-службе компании, в декабре 2005 г. была запущена федеральная рекламная кампания. По данным агентства TNS Gallup AdFact, в декабре ролик “Ростелекома” показали 16 раз на РТР, 45 – на НТВ и 24 – на СТС.

Альтернативы МТТ и “Ростелекому” не будет, по крайней мере до середины этого года. В GT намерены начать предоставлять услуги летом, в “Экванте” – в III–IV квартале, а ТТК – только в 2007 г. По мнению Солодухина, доля МТТ на рынке услуг междугородной и международной связи в 2006 г. составит не менее 10%. “Это вполне реальная цифра”, – считает аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина. Правда, считает она, то, что другие операторы дальней связи начнут предоставлять свои услуги только через полгода, не даст МТТ особого преимущества. “Ростелеком” и МТТ должны будут приложить массу усилий для того, чтобы разъяснить абонентам новые правила пользования дальней связью, а их конкуренты придут уже на подготовленный рынок”, – говорит Саяпина. А Елена Баженова из “Атона” указывает, что если Мининформсвязи не предпримет серьезных мер по отношению к IP-телефонии, то IP-операторы составят серьезную конкуренцию новым игрокам на рынке дальней связи. Например, сейчас у оператора IP-телефонии “Зебра Телеком” тарифы ниже, чем у МТТ: минута разговора с Владивостоком стоит 4 руб. круглосуточно, а с Архангельском – 3,7 руб.