$400 млн в два этапа


Сделка получилась разбитой на такие суммы, которые не требуют ее одобрения даже на наблюдательном совете Внешторгбанка. И получается, что о самой крупной сделке в банковском секторе ничего не известно, возмущается один из чиновников. Крупнейшими пока считаются покупка “Интерросом” группы ОВК за $200 млн и приобретение “Никойлом” банка “Уралсиб” за $300 млн. Но уже вскоре ценовые уровни могут выйти на новую высоту. Dresdner Bank в ходе допэмиссии намерен получить треть в капитале Газпромбанка минимум за 23,2 млрд руб.

О покупке блокпакета акций Промышленно-строительного банка с возможностью его увеличения до 76% ВТБ договорился в сентябре 2004 г. Первая часть сделки была закрыта в марте прошлого года, а вторую президент госбанка Андрей Костин пообещал завершить до окончания 2005 г. И 28 декабря ВТБ сообщил о переходе ПСБ под его контроль. Вдобавок к 25% и одной акции он докупил еще 50% и две акции. Однако сумму этой сделки ВТБ не раскрывает.

Впрочем, банк не спешил делиться информацией и после первой части сделки. “Продавцы не хотели бы ее разглашать”, – объяснял тогда Костин. Однако летом некоторые детали покупки питерского банка Внешторгбанк раскрыл в информационном меморандуме, подготовленном к выпуску еврооблигаций. Там было сказано, что в марте ВТБ заплатил за 25% плюс 1 акция ПСБ примерно $97 млн, а оставшийся 51% акций надеялся купить за $194 млн, т. е. без премии за контроль. “Мы рассчитывали закрыть [всю] сделку в 2004 г., но прошло гораздо больше времени. Цена второго пакета [исходя из стоимости одной акции], безусловно, будет выше”, – уже тогда признал первый зампред правления ВТБ Вадим Левин. По его словам, зафиксированная в соглашении формула расчета стоимости пакета учитывает котировки акций ПСБ на бирже, хотя это и “не основной элемент ценообразования”.

Похоже, что в итоге ВТБ заплатил на $100 млн больше планируемого. Именно такая сумма была затрачена Внешторгбанком на покупку акций ПСБ, уверяет топ-менеджер одного из контрагентов госбанка. О сумме в $350–400 млн говорит и владелец другого крупного банка. Один из питерских финансистов также говорит, что стороны сошлись в цене $400 млн. В самом ВТБ отказались от комментариев. Но ранее Костин оценку в $600 млн назвал завышенной, а нижнюю планку определил на уровне “в несколько сотен миллионов долларов”.

Сейчас рыночная капитализация ПСБ составляет почти $1,5 млрд, так что если 75% его акций обошлись ВТБ в $400 млн, то это очень неплохая сделка для госбанка, убежден чиновник. Оценки стоимости российских банков сегодня колеблются вокруг размера их капитала, умноженного на два, и еще 20% может стоить премия за контроль, отмечает руководитель центра анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Сергей Суверов. По его мнению, более низкая сумма сделки с ВТБ объясняется тем, что договоренности были достигнуты еще до ралли на рынке, согласен Суверов.