ГЛОБАЛИСТ: Прозрачные отношения


Итак, Россия и Украина перешли на “прозрачные рыночные отношения” в сфере поставок газа. Вместо прямых контрактных отношений между “Газпромом” и “Нафтогазом”, существовавших в течение 12 лет, поставки российского газа на Украину теперь будут осуществляться через посредническую фирму, зарегистрированную в Швейцарии, с неясной структурой владельцев, где содиректором является Константин Чуйченко, однокурсник первого вице-премьера Дмитрия Медведева. Убыток этой фирмы от продажи каждой тысячи кубометров российского газа составит $135 ($2,3 млрд в год, если таким образом на Украину в 2006 г. будут проданы все запланированные 17 млрд куб. м российского газа).

Ничего более прозрачного и рыночного и представить себе нельзя, не так ли? Если появившийся в Интернете текст соглашения между “Газпромом”, “Нафтогазом” и Rosukrenergo аутентичен, то это новый бизнес-шедевр, недалеко ушедший от “Байкалфинансгрупп”. Судите сами. Зачем переуступать Украине 15 млрд куб. м казахского и узбекского газа, которые вообще-то должны были бы пойти на российский рынок? Если этот газ будет переуступлен, это означает, что российский газ по цене $230 за 1000 куб. м поставляться на Украину в реальности не будет и заявления российских официальных лиц о “достижении желаемого результата” – ложь во спасение собственного лица.

Почему компания Rosukrenergo получила возможность экспортировать российский газ в объеме 15 млрд куб. м? Почему вообще эта компания, где 50% принадлежит неизвестным лицам, стала посредником между Россией и Украиной?

Почему Россия не предложила Украине в качестве компромисса разумную цену на поставки газа в $110–120 за 1000 куб. м, на которую Украина, скорее всего, согласилась бы, как это произошло в случае со странами Балтии, Грузией, Арменией и Молдавией? В итоге Украина теперь импортирует газ дешевле, чем другие постсоветские страны, а Rosukrenergo может понести из-за этого убытки.

Почему против Украины вот уже полгода так и не подано иска в Стокгольмский арбитраж? Это единственное, что с профессиональной точки зрения следовало сделать вместо громких заявлений по телевидению. Кроме того, подача иска серьезно усилила бы переговорную позицию России.

Почему, ограничивая подачу газа на Украину, российские власти не просчитали последствия возможных перебоев в подаче газа европейским потребителям? В частности, появления требований по пересмотру долгосрочных контрактов на поставки газа в Европу в сторону менее выгодных для России условий (по информации автора, скоро они могут последовать). Кто отдавал безответственное распоряжение об ограничении подачи газа на Украину, зная о том, какой ущерб это может принести коммерческим интересам России в Европе? Как “Газпром” может прокомментировать заявление главы “Нафтогаза” Ивченко о том, что 1 января 2006 г. Украина получила телеграмму за подписью должностных лиц “Газпрома”, что подача газа ограничивается “в отношении газа, поставляемого европейским потребителям”?

Невзирая на все тонкости политической борьбы на Украине, совершенно закономерно, что правительство этой страны, подписавшее непрозрачное соглашение, отправлено независимым парламентом в отставку. Нашим “питерским юристам”, занятым дележкой миллиардов, на зачищенном российском политическом поле подобное явно не грозит.