Покупатели выбирают


Ford надеется, что прекратить продолжающееся уже 10 лет падение продаж на американском рынке поможет новый кроссовер Edge. В компании рассчитывают, что при уровне цен на нефть $60–65 за баррель потребители будут продолжать переходить с обычных внедорожников и пикапов на кроссоверы – автомобили, не способные преодолеть настоящее бездорожье, но зато более экономичные.

И GM, и Ford форсируют разработку двигателей, основанных на технологии, позволяющей двигателю работать на смеси газа и спирта. Как и все мировые производители, они доказывают потребителям, что пытаются нанести как можно меньше вреда природе. Пока и Ford, и особенно GM выглядят в этом отношении менее убедительно, чем ее японские конкуренты, в первую очередь Toyota.

Chevrolet, входящая в GM, показывает в Детройте гибридную версию полноразмерного внедорожника Tahoe, а Saturn, другое подразделение GM, – “зеленый” бензиново-электрический вариант Vue.

Ford также предложил новые Jaguar XK – купе и кабриолет. Компания, уже получившая 4000 заказов на новые машины, надеется, что объем продаж Jaguar, снизившийся в прошлом году на треть, восстановится. В отличие от Ford GM надеется в краткосрочной перспективе продержаться за счет больших внедорожников.

Другой тактический ход детройтских производителей, борющихся с нашествием азиатов, – ставка на ностальгию. Они хотят дать американцам то, чего больше никто не может предложить, – истинно американскую машину. GM показывает новую спортивную Chevrolet Camaro, похожую на красивые и мощные машины прошлого века, но более мощную, экономичную и надежную. DaimlerChrysler, в свою очередь, собирается возродить Dodge Challenger – еще один культовый автомобиль США 70-х гг.

Пока американские концерны продолжают пытаться сыграть на любви соотечественников к большим и спортивным автомобилям, их самые опасные конкуренты – японцы – стараются привить покупателям интерес к компактным автомашинам, давно покорившим Японию и Старый Свет. Американцы впервые увидят новую Toyota Yaris, уже показанную в Европе (автомобиль потребляет 6–7 л/100 км), Nissan Versa и Fit производства Honda.

Другими хитами Детройтского автосалона обещают стать новая Toyota Camry – самая популярная модель автомобиля в США – и представительский Lexus LS 460. Toyota практически завершила обновление модельного ряда своего люксового брэнда – ранее были представлены бизнес-седан Lexus GS и “маленький” Lexus IS. Новый LS, также сделанный в соответствии с новой дизайнерской концепцией L-finess, был очень благосклонно принят автомобильными журналистами.

У других азиатских производителей не менее амбициозные планы на Америку. Частная китайская компания Geely стала первым производителем из этой страны, представившей свою модель на Детройтском салоне. Продажи седана Geely СК должны начаться в 2008 г. Ранее о подобных планах заявляла конкурирующая компания Chery, но начало продаж было перенесено с начала на конец 2007 г. Объем китайского экспорта автомобилей настолько мал, что пока угроза несравнима с той, что исходит от японцев и корейцев, и в этом году китайцам бесплатно выделили площадь для демонстрации своей машины, но в будущем году Geely собирается стать полноправным участником салона и предложить новый, улучшенный вариант своего автомобиля всего за $10 000. Цель Geely – повторить успех Hyundai, сделав машину максимально дешевой.

Американским же производителям нужно срочно решать, каким образом избежать банкротства. На прошлой неделе агентство Standard & Poor’s понизило рейтинг Ford на два пункта, мотивировав это тем, что, если GM будет вынуждена заявить о банкротстве, то же самое придется сделать Ford. В декабре GM заявила о планах сокращения операционных затрат на $6 млрд в год, сокращения 30 000 рабочих мест к 2008 г. и сокращения производства в Северной Америке на миллион машин, для чего придется закрыть девять заводов. Миноритарный акционер GM миллиардер Кирк Керкорян предлагает еще более радикальные меры: уменьшить в два раза размер дивидендов, что позволит компании экономить $566 млн в год, значительно сократить зарплату топ-менеджеров, сократить модельный ряд из более чем 80 машин и прекратить производство Saab и Hummer (см. статью на стр. Б2). Ford собирается обнародовать свой план реструктуризации 23 января. (Использована информация DJ и WSJ.)