В надежные руки

Д. Гришкин

Продолжаются изменения и в руководстве самого автозавода. Еще до новогодних каникул финансовым директором и главой казначейства вместо Галины Казаковой был назначен Сергей Фомин, заместитель президента Новикомбанка (обслуживает счета “Рособоронэкспорта”). А уже 10 января президент банка Илья Губин стал вице-президентом по экономике и финансам “АвтоВАЗа”, рассказал источник на заводе, член совета директоров “АвтоВАЗа” Максим Нагайцев был назначен вице-президентом по техническому развитию, а бывший гендиректор “АвтоВАЗа” Виталий Вильчик занял пост вице-президента по производству. “Это логично. Ведь в команде “Рособоронэкспорта” нет человека, который разбирался бы в производстве машин”, – замечает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов.

Получив из рук Владимира Каданникова бразды правления на “АвтоВАЗе”, бывшие сотрудники ФГУП “Рособоронэкспорт” стремятся закрепить эту победу и через структуру собственности. Поэтому, как стало известно “Ведомостям”, в конце февраля гендиректор AVVA Юрий Зекцер уступит свой пост претенденту, близкому к “Рособоронэкспорту”.

AVVA когда-то создавался для сбора частных инвестиций на широко разрекламированный в начале 90-х гг. проект строительства завода по выпуску дешевых “народных автомобилей”. Вдохновителем проекта был Борис Березовский, владелец “ЛогоВАЗа” и крупнейший партнер тольяттинского автозавода, сумевший увлечь своей идеей и руководителя “АвтоВАЗа” Владимира Каданникова. Сам Березовский в 1993–1995 гг. был гендиректором AVVA, 45% которого принадлежало “ЛогоВАЗу” и другим подконтрольным ему фирмам, и покинул альянс только в 1996 г. после разрыва с Каданниковым. Однако Юрий Зекцер, пришедший в AVVA при Березовском, остался и в 1998 г. стал гендиректором. Правда, на завод “народных автомобилей” выручки от продажи акций AVVA населению – около $50 млн – не хватило, зато на эти деньги альянс купил 32% акций “АвтоВАЗа”. “В последние годы Зекцер принимал участие в формировании стратегии “АвтоВАЗа”, вел переговоры с чиновниками о льготах для автопрома и курировал совместный с General Motors проект – СП “GM-АвтоВАЗ”, – говорит один из знакомых Зекцера.

Но после отставки Каданникова пошатнулись и позиции руководителя AVVA – он не вошел в новый состав совета директоров “АвтоВАЗа”. А 28 февраля пройдет внеочередное собрание акционеров AVVA, на котором будет переизбран и его совет директоров. Затем будет оформлена и отставка Зекцера, рассказывает источник, близкий к альянсу. Сам Зекцер сейчас находится в отпуске и отказался говорить с “Ведомостями” о грядущей отставке.

Два собеседника “Ведомостей”, знакомых с ситуацией на “АвтоВАЗе”, уверяют, что новым гендиректором AVVA станет ставленник “Рособоронэкспорта” Виктор Баунов – его уже представили сотрудникам компании. Выяснить прежнее место работы Баунова не удалось. “Скорее всего теперь AVVA утратит статус компании, участвовавшей в разработке стратегии “АвтоВАЗа”. Смысл этой перестановки – просто посадить своих людей в “дочки” концерна”, – думает бизнесмен, знакомый со многими членами старой команды “АвтоВАЗа”. “Это позволит новым хозяевам полностью контролировать завод”, – соглашается другой источник, близкий к прежнему руководству “АвтоВАЗа”. “Не удивлюсь, если вскоре подобные изменения произойдут и в других “дочках” “АвтоВАЗа”, – добавляет аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова. Она предполагает, что структуры “Рособоронэкспорта” не будут покупать контрольный пакет акций “АвтоВАЗа”. “При контроле над “дочками” сделка просто не имеет смысла”, – соглашается один из менеджеров “АвтоВАЗа”.