Второй раз отрежь


Обе части “Пилы” стали в США кассовыми хитами. При том что бюджеты как у первой, так и у второй картины более чем скромные (соответственно $1,2 млн и $4 млн). “Пила-1” заработала более $55 млн, а “Пила-2” – $87 млн. И речь идет, заметьте, не о какой-нибудь независимой мелодраме со звездами в качестве благотворительного приза, не о фестивальных хитах года и не о шедеврах великих режиссеров (авторы первой части, Джеймс Ван и Ли Уоннелл, были дебютантами, вторую тоже поставил новичок – Даррен Линн Босман). Разговор – о трэш-триллерах с жесточайшим прокатным рейтингом, совершенно справедливо полученным за обилие насилия, крови и всякой мерзости.

По сравнению с первой частью во второй размах все же чуть побольше. Если раньше все действие происходило в грязном кафельном склепе заброшенного общественного туалета, то теперь под садистские опыты загадочного маньяка, прозванного прессой “циркулярной пилой”, отведен целый особняк.

Впрочем, злодей будет найден очень быстро. Поскольку он сам этого хочет. В сущности, называть его маньяком и убийцей не вполне правильно, поскольку сам он никого и пальцем не тронул. Этот больной раком калека посвятил свои последние дни изучению человеческой натуры. Нескольким испытуемым он сообщает, что они отравлены газом, который убьет их через пару часов. Надо найти противоядие, решая простые задачи и действуя по установленным правилам. Нечто вроде игры в форте Баярд. Только задача – добыть не условный ключ от сокровищницы, а шприц со спасительной инъекцией. Цена ошибки при выполнении квеста – смерть.

Один из подопытных – сын полицейского, которому экспериментатор позволяет себя найти. Это вторая часть игры. Полицейский тоже должен действовать по правилам, чтобы спасти себя и ребенка. Но оказывается, что просто посидеть и спокойно поговорить иногда гораздо труднее, чем куда-то бежать с пистолетом, ломать врагу пальцы и лазить по подземельям.

Если раньше любитель ядов, сложных электрических цепей и замысловатых механизмов предлагал своим жертвам отпилить себе руку ради спасения, то теперь правила игры на выживание усложнились.

Авторы первой “Пилы” были сосредоточены на опытах с человеческими рефлексами. Во второй больше внимания уделяется морали и проблеме воздаяния за грехи. В сущности, это ясная и вполне откровенная реплика на фильм Дэвида Финчера “Семь”. Ассоциации с финчеровским кино возникали и раньше, прежде всего благодаря близости визуального языка: тошнотворные фактуры, болезненный свет, люди с мертвенно-бледными лицами, откровенный садизм. На этот раз садист-экспериментатор, как и каратель из фильма Финчера, взял на себя право судить людей, неправедно распорядившихся своей жизнью. Каждый из них накажет себя сам. “Пила” не идет на поводу у зрительских ожиданий – хеппи-энда не будет. Разница с фильмом “Семь” только в том, что Финчер, делая кино о моральной дилемме, получил на выходе трагедию, а Даррен Линн Босман, как и его предшественники, – всего лишь занимательный механический аттракцион.