Бедная Лиззи


Десять лет назад случилось шумное воскрешение Джейн Остин – английской романистки начала XVIII в. Широкая популярность двух самых удачных экранизаций ее романов – кинематографического “Разума и чувства” Энга Ли и шестисерийной телевизионной “Гордости и предубеждения” Саймона Лэнгтона – перевели книги Остин из почтенной серии “Литературные памятники” в более востребованную категорию дамского романа. Входящие в английскую школьную программу, старомодно добродетельные, написанные с чарующим женским здравомыслием, позволяющим видеть жизнь и людей такими, как они есть, и не сокрушаться, романы Остин получили новое поколение поклонниц. В том числе и выдуманную толстушку Бриджит Джонс, влюбившуюся в Колина Ферта в роли склонного к предубеждениям мистера Дарси в телеверсии “Гордости и предубеждения”. О чем тоже были сняты популярные фильмы.

Нынешняя экранизация этого романа, то ли седьмая, то ли шестая по счету, собрала хорошие деньги в американском и английском прокате и получила две номинации на “Золотой глобус” – за лучший музыкально-комедийный фильм и лучшую женскую роль в таком фильме. Хотя новая “Гордость и предубеждение” – не комедия, смешных эпизодов в ней обидно мало, а музыкальным фильм можно назвать только потому, что за кадрами, эффектными, как видовые фото в шикарном календаре, все время звучит романтическая музыка. Жанр фильма прост – костюмированная лав стори.

Что же до свежевзошедшей (после “Пиратов Карибского моря” и “Домино”) кинозвезды Киры Найтли, бойко исполнившей роль умной и гордой Лиззи Беннет, старшей из пяти дочерей бедного сельского джентльмена, которая не сразу разобралась в истинных достоинствах предубежденного против ее вульгарной семьи богача мистера Дарси, то она действительно слишком красотка для этой роли. Яркая красота черноокой, длинношеей и угловато-грациозной Киры так ослепительна, что углядеть за ней здравомыслие, независимый характер, начитанность и развитое чувство справедливости нет необходимости. А именно эти качества отличали ее героиню, из них же плелась романная интрига. Поведение Лиззи в фильме лишилось всякого разумного объяснения, а заодно и самой обаятельной особенности остиновской прозы, где герои все время ищут истинные мотивы своих и чужих поступков с практической целью – жить счастливо.

Взамен проработанных мотиваций режиссер Джо Райт предлагает зрителям прекрасные пейзажи горной и равнинной Англии, ее крутые утесы, зеленые луга и густые, как в парилке, туманы. В этой экологически безупречной природе отлично растут тучные хряки и жирные гуси, шумно населяющие фильм. Породистыми животными, которые водились в старые добрые времена, смотрятся в нем и большие актеры Дональд Сазерленд и Бренда Блетин, играющие супругов Беннет в четверть накала своего слишком мощного для такого кино таланта. Симпатичный Мэтью Макфэйден исполнил роль одного из самых завидных женихов в истории мировой литературы тоже вполне адекватно фильму. Но над ним, бедным, проклятием тянется сравнение с предшественниками – Лоуренсом Оливье и Колином Фертом. Их мистеры Дарси были не то что лучше и краше, просто в прошлых экранизациях герой получал любовь в награду за исправление собственных дурных свойств – вплоть до полного отказа от предубеждений, а в новой версии исключительно благодаря роскоши своего поместья Пемберли.

Великолепная классицистическая архитектура, богатая потолочная роспись и галерея с неоантичной скульптурой, среди которой стоял и беломраморный бюст хозяина дома, так поразили живущую в непосредственной близости к гусям Лиззи, привыкшую облизывать пальцы за обедом (видимо, для исторической достоверности неаккуратно едят все пять сестер Беннет), что она уже не смогла устоять перед их хозяином. И печаль не в том, что такая кульминация экранизации противоречит смыслу первоисточника, просто уж больно она банальна.

После просмотра свежей версии “Гордости и предубеждения” дивишься не тому, что фильм беднее и площе книги, эка невидаль! Удивляешься, как 10 лет назад этническому китайцу Энгу Ли и компании BBC, поскупившейся привлечь к своей экранизации кинозвезд, удалось снять по романам Джейн Остин два умных, изящных, очаровательных и смешных фильма. А у англичанина Джо Райта получилось только кино для благодарной и невзыскательной дамско-девичьей аудитории.