КРУПНЫМ ПЛАНОМ: Сети оценили мультиформатность


Поделить свои магазины на разные форматы сети пытались и раньше. Но в основном деление производилось по условным признакам и не означало представление покупателю принципиально иного продукта. Например, “Седьмой континент” объявлял, что его супермаркеты работают в трех форматах: “7 шагов” (площадь до 800 кв. м, ориентированы на обеспечение потребностей жителей близлежащих домов в товарах повседневного спроса), универсам (800–2500 кв. м, предоставляют широкий выбор продуктов и сопутствующих товаров в среднеценовой категории) и “5 звезд” (300–2000 кв. м, акцент в ассортименте сделан на эксклюзивные и экологически чистые товары). По мнению президента группы компаний “Виктория” Николая Власенко, в Москве “разноформатность позволяет задействовать любые площади – от 300 кв. м до 10 000 кв. м”. Но в этом году для работы за пределами столицы “Седьмой континент” создал принципиально новый брэнд – “Гипермаркет Наш” (площадь от 10 000 кв. м, около 40 000 наименований). Ни в логотипе, ни в цветовой гамме гипермаркета нет традиционных тем “Седьмого континента”. Для “Нашего” “Семерка” впервые начала выпускать продукты под собственной маркой – “Наш”. Совладелец сети Владимир Груздев в интервью “Ведомостям” объяснял, что в ближайшем будущем дискаунтеры столкнутся с жесткой конкуренцией со стороны гипермаркетов, особенно в регионах. “Москва и Санкт-Петербург тут не показательны – из-за сложной транспортной ситуации люди ходят в ближайшие магазины. А в регионах <...> проще позволить себе поездку в гипермаркет <...>, – отмечал Груздев. – Один гипермаркет дает годовой оборот как у 6–8 супермаркетов или 20–25 дискаунтеров. Из-за больших объемов закупки логистика гипермаркета эффективна, даже если он находится далеко от центрального офиса. Поэтому цены в гипермаркетах очень конкурентоспособны”.

Растущую популярность гипермаркетов подтверждают и данные независимого исследовательского центра РОМИР. Как выяснил центр в ходе ноябрьского телефонного опроса жителей Москвы, 22% горожан чаще всего за последний месяц совершали покупки в гипермаркетах Auchan. Это самый высокий показатель в столичном ритейле. Для сравнения: у “Пятерочки” постоянных покупателей оказалось только 20%.

Главный исполнительный директор “Пятерочки” Олег Высоцкий согласен, что гипермаркеты входят в моду. В интервью “Ведомостям” он предположил, что через 10 лет “30–40% рынка займут гипермаркеты, 30% – дискаунтеры, 10–15% – супермаркеты и независимые магазины, 25–30% – все остальные форматы”. В конце года “Пятерочка” объявила, что в ее питерских дискаунтерах посещаемость за четыре месяца сократилась на 11% из-за роста конкуренции между сетями. Следуя тенденции, владельцы “Пятерочки” в этом году много внимания уделили второму формату – гипермаркетам “Карусель” (площадь от 12 000 кв. м, около 10 000 наименований). В течение восьми лет сеть предполагается расширить до 120 гипермаркетов, потратив на это до $2 млрд. В будущем году акционеры “Пятерочки” могут принять решение о запуске третьего формата – супермаркетов “Франк”.

Председатель совета директоров “Перекрестка” Лев Хасис отмечал, что “большинство крупных западных сетей мультиформатны” и “в этом смысле “Перекрестку” также интересно добавить к своим супермаркетам магазины большего и меньшего формата”. Но руководство “Перекрестка” осторожнее своих конкурентов: для развития новых форматов – сетей дорогих супермаркетов “Глобус Гурмэ” и магазинов “у дома” “Дейли” – были созданы отдельные компании, которые возглавил Хасис. Если проекты окажутся удачными, “Перекресток” воспользуется опционом на выкуп этих сетей.