Миллер с Абрамовичем портят статистику


Эксперты считают прямые иностранные инвестиции (ПИИ) лучшим видом вложений. В отличие от портфельных эти деньги приходят в страну надолго, причем вместе с технологиями и квалифицированными менеджерами. В экономическом прогнозе до 2015 г. Минэкономразвития утверждает, что при наиболее благоприятном сценарии через 10 лет ПИИ по отношению к внутреннему валовому продукту достигнут 3–4%. В позапрошлом году в Россию, по данным ЦБ, инвестировали $12,1 млрд, или 2% от ВВП.

Судя по статистике ЦБ, в 2005 г. ситуация принципиально не изменилась. Прямые иностранные инвестиции составили $16,7 млрд, или около 2,2% ВВП. Хотя за первые девять месяцев они достигали $18,5 млрд, или 3,3% ВВП, – столько же, сколько в Китае в прошлом году. Но статистика не вполне точно отражает реальную картину происходящего, считают в Минэкономразвития. Прекрасные итоги первых трех кварталов подпортила сделка “Газпрома”, купившего 72,7% акций “Сибнефти”, утверждает чиновник министерства. Российский “Газпром” перечислил нерезидентам деньги примерно за 56% акций, т. е. приблизительно $10 млрд (остальное оплатила голландская “дочка” монополиста). “Получается, что иностранная компания избавилась от российских активов и вывела свои инвестиции, что отрицательно сказалось на статистике, хотя есть все основания думать о российском происхождении этих иностранцев”, – поясняет чиновник.

Центральный банк относит к ПИИ вложения иностранных компаний в капитал российских, осуществленные с “целью приобретения устойчивого влияния”. В статистике ПИИ учитывается не только исходная операция по приобретению участия в капитале, но и все последующие операции между инвестором и предприятием. Вложенные средства носят характер прямых инвестиций, если инвестор владеет 10% и более обыкновенных акций предприятия.

“Объяснения чиновников по поводу “Газпрома ” похожи на правду, – признает главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. – Это счетоводческая проблема, а динамика в любом случае позитивная”. Гавриленков отмечает, что инвестиции бурной рекой текут в пищевую промышленность, машиностроение, химию и торговые сети. “В мире очень много денег, которые надо куда-то девать, и Россия с ее растущей экономикой выглядит все более привлекательно”, – полагает Гавриленков. Но среди лидеров по инвестиционной привлекательности по-прежнему остается топливный сектор, говорит главный экономист Объединенной финансовой группы Ярослав Лисоволик. Так, ConocoPhillips наращивала долю в “Лукойле” (около $1,5 млрд), а Royal Dutch Shell продолжала вкладывать миллиарды долларов в проекты “Сахалин-1” и “Сахалин-2”.

Иностранные компании уверены в привлекательности российского рынка. Пивоваренная компания Heineken потратила 1,2 млрд евро на покупку шести заводов. “Российский рынок – пятый по величине в мире и второй по темпам роста после Китая”, – поясняет представитель Heineken Анна Мелешина. За последние три года голландская компания благодаря приобретению заводов нарастила долю на российском рынке с 4% до почти 16%. А гендиректор первого в России завода по производству ламината “Кроношпан” (австрийский инвестор вложил в него в 2005 г. более 130 млн евро) Ардашер Курбаншо говорит, что Россия, где бурно развивается строительство, не только огромный рынок сбыта, но и источник сырья, т. е. леса.