Россия меняет тактику


На протяжении последних нескольких лет российские чиновники упрекают КТК в неэффективной работе – все заработанные средства идут на погашение кредитов, а акционерам ничего не достается. Кроме того, России не нравятся низкие тарифы КТК и высокие ставки его займов. Также Россия добивается и равного участия в управлении проектом. Переговоры ведутся, но значительных подвижек в решении этих проблем пока нет, напоминает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров.

Раньше “Транснефть” не раз высказывалась против участия России в проекте КТК. “Россия получила дырку от бублика, причем в изощренной форме”, – говорил президент монополии Семен Вайншток о проекте в интервью “Ведомостям” в 2002 г. Сейчас Григорьев из “Транснефти” уверяет, что никакого конфликта интересов у его компании и КТК нет, и не считает этот проект конкурентом монополии. Акционеры КТК – BP, которая владеет LUKARCO, Chevron, “Роснефть” и Shell – от комментариев отказались.

Теперь российские чиновники решили сменить тактику. Минпромэнерго предложило передать госдолю в КТК в доверительное управление “Транснефти” или “Зарубежнефти”, рассказал чиновник этого ведомства. “Свои предложения мы направили коллегам, а также “Транснефти” и “Зарубежнефти”, – говорит он. – В обеих по 100% голосующих акций принадлежит государству, кроме того, они подходят по профилю – “Транснефть” нефтетранспортная монополия, а у “Зарубежнефти” большой опыт работы за рубежом”. Минэкономразвития готово согласиться с этим предложением. “Есть мнение, что компания будет отстаивать интересы государства эффективнее, чем сами чиновники, ведь она будет получать вознаграждения за свою работу”, – отмечает чиновник ведомства Германа Грефа. Он говорит, что круг потенциальных “управляющих” может быть расширен и за счет частных компаний.

В “Транснефти” готовы взять на себя новые функции. “Если правительство нам поручит, мы будем управлять госдолей и постараемся делать это эффективно”, – говорит вице-президент монополии Сергей Григорьев. По его мнению, проект может быть рентабельным, как и сама “Транснефть”. С представителями “Зарубежнефти” связаться не удалось.

Привлечение “Транснефти” в качестве управляющего российской долей в КТК спорно, отмечает Нестеров. С одной стороны, у нее большой опыт в этой области, с другой – акционеры КТК скорее всего будут против такого партнера, ведь считают “Транснефть” своим конкурентом. А это может помешать переговорам, полагает эксперт.

Гендиректор КТК Йен Макдональд уже высказался против привлечения в проект российской монополии. Передача пакета “Транснефти” “приведет к ситуации, которая будет воспринята как явный конфликт интересов”, написал он еще в ноябре премьеру России Михаилу Фрадкову (копия письма имеется в распоряжении “Ведомостей”). “Транснефть” является естественной монополией и прямым конкурентом КТК в области транспорта и казахстанской и российской нефти”, – поясняет Макдональд. Представитель КТК комментировать письмо отказался. “Россия вправе передать в управление свою долю любой структуре, но мы надеемся, что это не помешает работе консорциума, – сказал он. – Любая смена управляющего может затормозить переговоры по расширению проекта”.