ВЕКТОР


Как поделить алмазы

Пока федеральные чиновники ломают голову, какими активами можно оплатить допэмиссию акций “Алросы”, чтобы увеличить долю государства до контрольного пакета, якутские депутаты разработали оригинальный план. Они предлагают разделить имущество, арендуемое “Алросой” у Якутии, на три составляющие: федеральное, республиканское и муниципальное. На заседании рабочей комиссии Ил Тумэна (якутский парламент) по защите интересов республики в “Алросе” 10 января министр имущественных отношений Якутии Галина Макарова сообщила, что в федеральную собственность могут быть переданы Айхальский, Мирнинский ГОКи, производственные объекты в Ленске, институт “Якутнипроалмаз”. В республиканской собственности предполагается оставить Анабарский и Нюрбинский ГОКи, частично Удачнинский ГОК. А в муниципальную собственность передать объекты ЖКХ и социальной, культурной сферы, также дороги. Формально эта идея соответствует протоколу “О защите государственной собственности в алмазно-бриллиантовом комплексе Якутии” от 8 ноября 2005 г., по которому Росимущество должно определить, какими именно активами допэмиссию “Алросы” будет оплачивать Россия, какими Якутия и что приватизации подлежать не может. Однако странно, что свою долю Якутия вознамерилась оплатить именно Анабарским и Нюрбинским ГОКами, которые являются “дочками” самой “Алросы”. Вряд ли “Алроса” захочет отдать республике Нюрбинский ГОК, добывающий алмазов почти на $500 млн, даже с условием его возврата в собственность алмазной монополии после размещения эмиссии акций.

Купить проще, чем построить

Власти любого региона, на территории которого нет нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), спят и видят, как бы заполучить его. Ведь предприятия такого рода, как правило, являются крупнейшими налогоплательщиками в своих регионах. Не является исключением и Брянская область. По сообщению “Интерфакса”, промышленный комитет местной думы одобрил вчера проект “Русснефти” по строительству в регионе НПЗ мощностью 6 млн т нефти в год и сметной стоимостью более 50 млрд руб. По словам председателя комитета Георгия Абушенко, депутаты “старательно изучили” представленное компанией семитомное обоснование проекта и пришли к единому мнению: надо сделать все, чтобы завод был построен. Шутка ли – это позволит области выйти из разряда дотационных.

Однако энтузиазм брянских депутатов, похоже, несколько запоздал. С предложением о строительстве НПЗ “Русснефть” обратилась к областным властям в октябре, когда у нее не было перерабатывающих мощностей и она зондировала любые возможности их приобретения, в том числе и путем нового строительства. Однако ситуация довольно скоро переменилась: в середине декабря компания объявила о завершении сделок по покупке сразу двух НПЗ – “Орскнефтеоргсинтез” и “Краснодарэконефть” с суммарной мощностью переработки около 10 млн т. Президент и основной владелец “Русснефти” Михаил Гуцериев в конце года заявил на пресс-конференции, что возможность строительства НПЗ в Брянской области рассматривается, но, по его словам, сейчас гораздо дешевле купить готовый завод, чем строить новый, к тому же строительство займет порядка пяти лет, а это немалый срок. И действительно, эти два завода, по оценкам экспертов, обошлись Гуцериеву примерно в $150 млн. Вряд ли он вложит почти в 10 раз больше в строительство еще одного.

Шанс для телефонистов

По мнению аналитиков, наступивший год может стать годом проводной связи (см. статью на стр. Б6). Разочаровав инвесторов результатами III квартала 2005 г., сотовые операторы должны будут немало потрудиться, чтобы вернуть их доверие. Тем более что IV и I кварталы на сотовом рынке традиционно наиболее слабые, а проникновение услуг мобильной связи уже достигло 80% и сюрпризы на этом фронте вряд ли будут. А вот в фиксированной связи ожидается серьезный передел рынка. Новые правила, вступившие в силу с 1 января, на руку крупным операторам – владельцам инфраструктуры и абонентской базы. Мелким остается или продаться крупным, или постараться объединить усилия между собой. Поэтому наступивший год может стать годом консолидации на рынке проводной телефонии – точно так же, как в прошедшие годы сотовые операторы “большой тройки” скупали местные компании, крупные альтернативные операторы получат возможность по дешевке расширить региональное присутствие и нарастить абонентскую базу за счет новых приобретений.