Мексика в окне


Конец позапрошлого века. Американский банк собирается скупить у бедных мексиканских фермеров их земли и проложить по ним железную дорогу. Чтобы ускорить дело, в Мехико приезжают американские головорезы, которым убить человека так же просто, как выпить рюмку текилы. Вызов им бросают две барышни, которых объединяет любовь к верховой езде, – крестьянская дочь Мария (Крус) и банкирская Сара (Хайек). Пройдя краткий курс начинающих налетчиц у матерого медвежатника в исполнении Сэма Шепарда, героини начинают грабить награбленное и раздавать все бедным. Мексика ликует. Посрамленные янки кусают локти.

До “Бандиток” Крус и Хайек не встречались на съемочной площадке ни разу, хотя в жизни, как утверждают таблоиды (да и сами актрисы тоже это охотно признают), они лучшие подруги. И если бы не это обстоятельство, то смотреть “Бандиток”, вероятно, было бы невозможно. Эта разухабистая мексиканская оперетта с дежурным сюжетом, придуманным, похоже, в промежутке между двумя чашками кофе, заурядными шутками и среднестатистическими трюками может держаться только на одном – обаянии и кураже актрис.

А те резвятся так, словно им не 32 (Крус) и 40 (Хайек), а лет по двадцать с небольшим. Скачут на лошадях, стреляют, дерутся, купаются в горной реке, наряжаются, по очереди целуются с нью-йоркским криминалистом, которого присылают их ловить.

По фильму персонажи Крус и Хайек как бы соперничают. Первая играет утрированную простушку. Вторая – утонченную аристократку, мечтающую вернуться в Европу. Тут, кстати, обыгрывается забавный биографический момент. Крус о Европе грезить было бы глупо – она и так работала там предостаточно, в том числе у лучших испанских режиссеров – Альмодовара, Аменабара и Луны. Хайек же пока снимали в основном американцы.

Казалось бы, должно быть соперничество и актерское. Но обе актрисы просто получают большое удовольствие от хорошо проведенного времени в очень киногеничном мексиканском штате Дуранго, где снималась добрая сотня вестернов – настоящих, в отличие от “Бандиток”.

Для режиссеров Йоакима Реннинга и Эспена Сандберга “Бандитки” – дебют в большом кино. Раньше они занимались рекламой. Поэтому и считают, что смысл хорошего фильма в том, чтобы коротко и энергично рассказать историю, не дав зрителю дважды хлебнуть колы. В этом постановщики преуспели. “Бандитки” пролетают мимо глаз, как рекламная пауза. Только непонятно, что рекламировали – то ли бурритос, то ли Дуранго, то ли лошадей, то ли Хайек и Крус.

Впрочем, о режиссуре тут говорить не приходится. Этот фильм от начала и до конца – проект Люка Бессона, который после провала “Жанны д’Арк” боится снимать серьезное кино и строит фильмы по принципу карусели. Бессон числится продюсером и сценаристом. Сделаны “Бандитки” его постоянной киногруппой. Есть тут и типичный бессоновский юмор, причем в больших количествах, поскольку заявлен жанр комического вестерна.

Генеральная шутка, конечно, про Америку, которая представлена как страна толстосумов, малахольных сыщиков, тупых блондинок и циничных громил, которые нахально вламываются в чужие дома.

“Бандитки”, скорее всего невольно, стали ответом свежей американской “Легенде о Зорро”, где мировой заговор против свободных штатов плели коварные французские аристократы. Фильмы оказались, в общем, одного пошиба. Так что, можно сказать, ничья.