“На военной службе мне было интереснее”


Чтобы создать собственную финансовую империю, президенту финансовой корпорации “Уралсиб” Николаю Цветкову понадобилось 10 лет. Все эти годы бывший военный разведчик редко появлялся на публике, но теперь он согласился рассказать “Ведомостям” о том, как ему удалось построить бизнес с активами размером около $10 млрд.

Пешком на 14-й этаж

Из кабинета президента “Уралсиба” открывается панорамный вид на центр Москвы. Сюда, на последний – 14-й – этаж собственного здания корпорации, 45-летний Цветков ежедневно поднимается пешком. Как он сам уверяет – без усилий. “Необыкновенно работоспособный человек: все те годы, что он в бизнесе, его рабочий день начинается в 9 утра и заканчивается за полночь”, – говорит один из его близких знакомых.

Сам Цветков в последнее время занимается различными оздоровительными системами. “Это позволяет накопить больше сил, приходить на работу с той же легкостью, как в юности. И отношения с партнерами по бизнесу выстраиваются легче, когда они видят, что ты полон сил”, – поясняет он, разговорившись. К тому же за последний год Цветков сбросил 20 кг и, говорят, помолодел лет на 15.

В начале октября команда Цветкова завершила объединение входящих в “Уралсиб” пяти банков – помимо собственно “Уралсиба” это “Автобанк-Никойл”, ИБГ “Никойл”, Брянский народный банк и Кузбассугольбанк. На 1 октября 2005 г. по размеру чистых активов – 273,6 млрд руб. – объединенный банк “Уралсиб” находился на 4-м месте в банковском рэнкинге “Интерфакс-100”.

“Мы первые в России, кто провел такую масштабную сделку по объединению бизнеса”, – гордится глава “Уралсиба”. Чтобы финансовый холдинг сохранял управляемость, уже за полтора года до слияния все подразделения группы стали переходить на единые технологии менеджмента. Результат Цветкову явно нравится. “Представьте: за выходные перевести одновременно на единый учет более 2 млн клиентов – физических лиц и почти 200 000 – юридических, чтобы они не почувствовали никаких неудобств! План интеграции банков был расписан буквально по часам”, – рассказывает он. В итоге свой первый операционный день объединенный “Уралсиб” провел без задержек платежей.

Навыки разведчика

“Создание финансовой группы “Уралсиб” – сознательно просчитанный проект, который созрел у Цветкова несколько лет назад”, – свидетельствует министр по делам территориальных образований Московской области Валерий Чернов. Прежде бывшему начальнику организационного управления в администрации президента РФ нередко “доводилось работать с нынешним главой “Уралсиба” как с участником встреч с Борисом Ельциным, а потом с Владимиром Путиным”. Другие знакомые Цветкова, с которыми побеседовали “Ведомости”, тоже выделяют у него особую склонность к выстраиванию долгосрочных стратегий и многоходовых комбинаций.

“В детстве у меня была такая романтическая мечта – летать”, – с улыбкой вспоминает Цветков. После школы уроженец подмосковного Красногорского района уехал в Тамбов учиться на летчика дальней авиации. Но не прошел медкомиссию и поступил в соседнее Тамбовское высшее авиационное инженерное училище на отделение радиоэлектронной борьбы (РЭБ). По воспоминаниям летчиков-ветеранов, брали туда не каждого: требовались хорошие математические способности. В итоге специальность радиоразведчика, которой с отличием выучился Цветков, оказалась для него интереснее полетов.

“Знаете, с помощью радиосигналов определенной частоты можно на громадном расстоянии так раскачать антенну противника, что она просто согнется и выйдет из строя!” – так Цветков отвечает на вопрос, чем занимался на военной службе. О том, кого удалось таким образом победить, Цветков предпочитает не распространяться. В Афганистане, например, где ему довелось служить в начале 1980-х, “радиоэлектронная борьба была вообще запрещена”, туманно говорит он. По словам ветерана афганской кампании, полковника авиации в запасе Эльфрида Юсупова, специалистов по РЭБ направляли в Афганистан “на всякий случай, если вдруг США начали бы применять такие методы против наших”.

Впоследствии навыки радиоэлектронной борьбы пригодились в инвестиционно-банковском бизнесе, уверен Цветков. “Там надо было предугадывать действия противника, а здесь – поведение рынка. В обоих случаях требуются развернутый анализ информации, выстраивание стратегии. И в разведке, и в этом бизнесе очень много игровых моментов”, – говорит он.

В конце 1980-х Цветков окончил Военную академию им. Жуковского и преподавал на военной кафедре Московского института радиоэлектроники и автоматики. Там он и познакомился со своим первым деловым партнером. Это был его студент Вячеслав Иванов, который нередко оставался после лекций и задавал дополнительные вопросы. “По сути, это были лекции по занимательной технике, мне было довольно интересно, и мы подружились”, – вспоминает сейчас Иванов. В 1992 г. он учредил компанию “Брокинвест”, зарегистрированную на Российской товарно-сырьевой бирже (РТСБ) под № 1. А у Цветкова как раз возник интерес ко “всему, что связано с ценными бумагами – совершенно новому для тех лет делу”. “Николай Александрович тогда интересовался рынком ценных бумаг, биржами, мы часто беседовали на эти темы. В итоге он пришел работать в “Брокинвест”, – рассказывает Иванов (cам он сейчас работает вице-президентом нефтяной компании Urals Energy).

Компания оказывала не только брокерские услуги. Ее консультациями пользовались крупные предприятия из перспективных, на взгляд брокинвестовцев, отраслей – нефтяники, атомщики, строители. “Многие компании в начале 1990-х занимались неоправданно мелкой диверсификацией бизнеса – заводили какие-то теплицы, колбасные цеха. Мы же помогали им вычленять ключевые идеи”, – рассказывает Иванов. Например, начинающие консультанты помогли топ-менеджерам “Росэнергоатома” создать Энергетическую русскую компанию (“Эрко”) и привлечь финансирование для достройки четвертого энергоблока Балаковской АЭС. Один из топ-менеджеров “Брокинвеста” – Сергей Иванов (однофамилец Вячеслава) сейчас работает первым вице-президентом ФГУП “Росэнергоатом” и входит в совет директоров “Эрко”. А благодаря идее “Брокинвеста” централизовать закупки в “Лукойле” в 1992 г. там появился Торговый дом “Лукойл”.

Жизнь с “Лукойлом”

Сотрудничество с нефтяным холдингом и определило судьбу “Брокинвеста”. В декабре 1992 г. нефтяная компания объявила конкурс среди инвестиционных компаний на разработку лучшей модели участия работников холдинга в массовой приватизации. Цветков вспоминает, что о конкурсе узнал от Леонида Федуна (тогда – гендиректора “Лукойл-Консалтинга”, а ныне – вице-президента “Лукойла”), с которым познакомился буквально месяца за два до этого. Федун отвечал за подготовку плана приватизации компании. “В поисках специалистов по акционированию Федун заходил на РТСБ и там однажды повстречал Николая. Оба они бывшие военные, так что быстро сошлись во взглядах”, – рассказывает близкий к “Лукойлу” источник. В конкурсе участвовало несколько компаний. Нефтяники выбрали предложение “Брокинвеста” создать два инвестфонда – чековый и денежный, которые вкладывали ваучеры лукойловцев. Чековый “Лукойл-фонд” в конце 1990-х преобразовался в несколько одноименных паевых фондов, которым сейчас управляет “Уралсиб”. А “Брокинвест” в середине 1990-х влился в “Никойл” – инвестиционную компанию, идея создания которой принадлежала Цветкову.

“Лукойл” и “Никойл” долгое время не подтверждали достоверность бытовавшего на фондовом рынке мнения о том, что эти две компании аффилированны. Хотя основания так думать имелись. Первыми учредителями “Никойла” кроме “Брокинвеста” были Торговый дом “Лукойл” и банк “Империал”, близкий в то время к этой нефтяной компании. В 1996 г. “Никойл” приобрел на инвестиционном конкурсе 16,7% акций “Лукойла”, став крупнейшим после государства акционером нефтяного холдинга. Тем не менее обе компании много лет позиционировали себя как независимые друг от друга. Президент “Лукойла” Вагит Алекперов в 2002 г. в интервью “Ведомостям” уклончиво говорил, что “пока” не является акционером “Никойла” и не планирует становиться совладельцем всей финансовой группы. “Николай Александрович – хозяин этой группы и, я думаю, им и останется”, – сказал он тогда. Но в марте 2004 г. из проспекта эмиссии еврооблигаций Инвестиционно-банковской группы “Никойл” (влившейся в 2005 г. в состав “Уралсиба”) стало известно, что Цветков и Алекперов являются единственными бенефициарами группы. Точное распределение долей в этом проспекте не было указано, но аналитики полагают, что основной владелец группы – президент “Лукойла”.

Цветков отлично помнит, когда впервые встретился с Алекперовым, – 8 декабря 1992 г.: “Такие события не забываются. Я горжусь тем, что мне довелось работать с Вагитом Юсуфовичем и многому у него научиться, как у руководителя и бизнесмена”. “Цветков действительно может считать себя учеником Алекперова, и ему в этом здорово повезло – не у каждого в бизнесе бывают такие учителя”, – говорит Валерий Чернов. Опыт у первого лица “Лукойла” Цветков перенимал в 1994–1997 гг.: сначала – как директор департамента ценных бумаг, а потом – как вице-президент по финансам и инвестициям нефтяной компании. По воспоминаниям бывшего вице-президента “Лукойла” Ралифа Сафина, Цветков зарекомендовал себя как “очень талантливый менеджер”, много сделавший для роста капитализации компании. По рассказу источника, близкого к “Лукойлу”, Цветков не переставал контролировать деятельность “Никойла”. А поработав в “Лукойле” четыре года, он не стал делать здесь карьеру, решив полностью сосредоточиться на собственном проекте.

“За ним всегда стояли большие деньги”

Уже в то время у “Никойла” была репутация компании, за которой “стоят большие деньги”, вспоминают профессиональные участники рынка. “Никойл” всегда был ориентирован в большей степени на российских клиентов, но такой клиент, как “Лукойл”, перевесит любых иностранцев”, – говорит бывший управляющий директор инвесткомпании “Проспект” Андрей Гальперин. Однако сейчас, несмотря на сохраняющиеся хорошие связи с крупнейшей российской нефтяной компанией, “Уралсибу” реже припоминают статус “лукойловской структуры”. За последние три года компания Цветкова произвела серию приобретений в разных отраслях финансовой индустрии и превратилась из “банка одного клиента” во вполне самостоятельную финансовую группу. Активы группы “Никойл” на начало 2000 г. составляли $1 млрд, а на конец 2004 г. – около $7 млрд.

Еще в бытность вице-президентом “Лукойла” Цветков вынашивал идею “создать финансовый конгломерат, который оказывал бы полный комплекс услуг всем желающим”, вспоминает попросивший об анонимности бывший менеджер “Лукойла”. Переход группы Цветкова на новый уровень стал заметен в 2002 г., когда “Никойл” приобрел Автобанк у “Нафта-Москвы” и “Русского алюминия”. Этот период был не таким уж безоблачным. Прежний собственник банка, предприниматель Андрей Андреев, утверждал, что продавцы насильно лишили его бизнеса. По его заявлению было возбуждено уголовное дело о хищении активов, а сами активы арестованы. Но затем расследование было прекращено, арест снят, и Автобанк смог приступить к интеграции с “Никойлом”. Сам же Андреев в 2004 г. пошел на мировую с “Нафтой” и “Русалом”, получив от них компенсацию. По мнению гендиректора Центра экономического анализа “Интерфакс-ЦЭА” Михаила Матовникова, на репутации “Никойла” эта история не отразилась.

В то же время “Никойл” сделал еще один важный шаг – купил крупнейшую на тот момент в России страховую компанию ПСК. Тогда в интервью “Ведомостям” Цветков объяснял эту сделку желанием построить финансовую корпорацию по западной модели: “Примеры – AIG, Allianz, CSFB. Чтобы с западными финансовыми структурами разговаривать на одном языке, “Никойл” давно поставил себе задачу интегрировать в бизнес инвестиционно-банковской группы крупный страховой бизнес”. По словам основателя “Никойла”, переговоры между компаниями шли около двух лет. А в конце 2003 г. корпорация “Никойл” приобрела контроль над банком “Уралсиб” (прежнее название – “Башкирский кредит”), главным акционером которого было правительство Башкортостана.

Башкирская тайна

Это ключевое событие для финансовой империи Цветкова долгое время было покрыто тайной – обе стороны отрицали сделку. По мнению экспертов, причина в том, что поглощение “Никойлом” более крупного на тот момент “Уралсиба” помимо экономических выгод имело политическую подоплеку. Ростислав Туровский из Центра политических технологий напоминает, что “Уралсиб” был одной из крупнейших финансовых групп, близких к башкирскому президенту (ее бывший глава Азат Курманаев – племянник жены Муртазы Рахимова). Другую аналогичную финансовую группу в Башкирии возглавлял совладелец Межпромбанка Сергей Веремеенко, который в 2003 г. порвал с Рахимовым и стал конкурировать с ним на выборах президента республики. На этот пост претендовал и бывший вице-президент “Лукойла” Ралиф Сафин, но он в отличие от Веремеенко не имел выраженной поддержки Москвы. “В столь сложной ситуации Рахимов, очевидно, предпочел передать “Уралсиб” в руки финансистов, близких к “Лукойлу”, – резюмирует эксперт. Сафин же считает сделку “разменом”: “Лукойл” не поддерживал меня на президентских выборах в Башкортостане, зато близкая к нему структура смогла купить “Уралсиб”. Информация о сумме сделки остается закрытой, отмечает Матовников. Но поскольку, по его словам, банк “приобретался в стрессовой [для продавца] ситуации, можно предположить, что цена была сходной для покупателя”.

Источник в башкирском правительстве напоминает, что после завершения сделки между “Никойлом” и “Уралсибом” Алекперов вместе с Цветковым нанесли визит Рахимову в Уфу. “Рахимов и Алекперов хорошо понимают друг друга, у них похожая ментальность, – рассуждает источник, близкий к нефтяной компании. – Но у Рахимова, наверное, были основания опасаться поглощения “Лукойлом” башкирского ТЭКа. Инвестиционный банк – другое дело”. По словам Цветкова, корпорация “Уралсиб” не планирует входить в капитал башкирских нефтяных и нефтехимических предприятий, подконтрольных республиканской власти: “Мы для себя лимиты по участию в ТЭКе уже перевыполнили”. Сейчас группа контролирует 4% акций “Лукойла”, что в текущих ценах стоит около $2,3 млрд. По мнению Цветкова, отношения корпорации с башкирским руководством вполне укладываются в понятие государственно-частного партнерства на региональном уровне. Ему вообще нравится эта идеология: “По сути, “Газпром” и “Лукойл” – это и есть примеры оптимального партнерства между частным сектором и государством”.

Сейчас у группы две полноценные штаб-квартиры – в Москве и Уфе. В российской столице корпорация разместила все подразделения по обслуживанию корпоративных клиентов, а в Уфе – значительную часть из тех, что связаны с операционной поддержкой бизнеса: бухгалтерия, расчеты, финансовая розница. “Там же огромное здание бывшего центрального офиса Урало-Сибирского банка, которое должно эффективно использоваться. А специалисты в регионах по уровню подготовки совсем не хуже, чем в столицах, к тому же у нас хороший центр профессионального образования”, – приводит аргументы Цветков. Переименование “Никойла” с этой точки зрения тоже выглядит закономерным. “Если бы у группы остался брэнд “Никойл-Автобанк”, продвигать его в регионах было бы сложнее”, – считает Чернов, занимавшийся ребрэндингом группы. По его мнению, выбор названия “Уралсиб” был весьма полезен для укрепления отношений с руководством Башкортостана “и других регионов”.

Главная задача на ближайшие годы, по словам Цветкова, – воспользоваться всеми преимуществами крупной структуры, какой сейчас стал банк “Уралсиб”. Занять лидирующие позиции в рознице “Уралсиб” рассчитывает с помощью маркетинговой стратегии “Финансовый супермаркет”, которую команда Цветкова начала внедрять два года назад одной из первых на российском рынке. “Клиент – физическое лицо или малое предприятие – в любой нашей точке продаж получает полный набор финансовых услуг по единому стандарту”, – поясняет глава “Уралсиба”.

С региональными администрациями “Уралсиб” сотрудничает в организации ипотечных программ. В прошлом году группа открыла центр ипотечного кредитования в Уфе, а в ноябре 2005 г. – аналогичный центр в Краснодаре. Федеральному правительству “Уралсиб” собирается предложить свои услуги в качестве управляющей компании государственного инвестиционного фонда, из которого будут финансироваться приоритетные национальные проекты. Все вместе это в “Уралсибе” называют концепцией “финансового моста” между реальным сектором и финансовым рынком.

Земля, фарфор и здоровое питание

Глава “Уралсиба” редко дает интервью, а если такое и случается – неохотно говорит о своей частной жизни. В углу его просторного кабинета – небольшая икона в серебряном окладе. На видном месте – встроенный в стену аквариум с подсветкой. Двери, замаскированные под стенные панели, ведут в личные помещения.

“Знаете, о бизнесе невозможно думать только в стенах офиса, это занимает все время. А то, что для души, – это для моей души, а не для прессы”, – немного смущенно улыбается Цветков. Потом все же выдает, что кроме бизнеса ему нравится заниматься благотворительностью. Год назад глава “Уралсиба” на собственные деньги создал благотворительный фонд “Виктория” (назван по имени младшей дочери основателя), который ориентирован на помощь детям-сиротам, в особенности одаренным. Объем средств фонда держится в секрете.

У Цветкова есть и семейный бизнес. По оценкам участников рынка, его Земельная агропромышленная корпорация (“Знак”) – крупнейший латифундист в Подмосковье и владеет около 100 000 га земли, в том числе в его родном Красногорском районе. Увлечение жены Галины старинным фарфором подтолкнуло финансиста к покупке для нее Ломоносовского фарфорового завода и завода Desouliers во французском Лиможе. Оба эти проекта запущены три года назад, как раз тогда основной бизнес Цветкова достиг крупных масштабов. В последнее время СМИ приписывают главе “Уралсиба” покупку небольшой сети магазинов здорового питания Gruenwald. Сам он это не подтверждает, хотя такое приобретение выглядело бы для приверженца здорового образа жизни вполне естественно.

Стратегемы Цветкова

В рейтинге Forbes 100 за 2005 г. глава “Уралсиба” занимает 19-е место, а его состояние оценивается в $2,2 млрд. Сам Цветков размер своего богатства не комментирует. “Если честно, на военной службе мне было интереснее, чем в бизнесе”, – неожиданно признается он. Свой переход в предпринимательство в начале 1990- х Цветков объясняет необходимостью кормить семью. Однако схожие мотивы в то время двигали тысячами людей в погонах. Войти же в число крупнейших российских магнатов смог только он один. “Вообще непонятно, как ему удалось стать миллиардером!” – в сердцах бросает один из конкурентов “Уралсиба”.

Многие шаги Цветкова в бизнесе, по замечанию бывшего менеджера “Лукойла”, казались окружающим необъяснимыми и странными – тот же уход из нефтяной компании в расцвете карьеры, поглощения в страховом и банковском бизнесе, сделанные в последние годы. “Он просто действует, как настоящий полководец из знаменитых 36 китайских стратегем, его решения исходят из доверия к жизни, предчувствия ее перемен, а не только из логики менеджмента”, – философствует один из знакомых Цветкова.

Куда же направит свои усилия Цветков теперь? Тему продажи своего бизнеса он даже не обсуждает и говорит о планах проведения публичного размещения акций банка. На последней встрече банкиров с Владимиром Путиным в Новосибирске Цветков говорил о том, что национальная банковская система к 2009 г. может столкнуться с проблемой недостатка капитала. Размещение акций позволит “Уралсибу” нарастить капитал, хотя конкретные параметры и время возможного IPO пока не известны. Российскому фондовому рынку сейчас остро не хватает акций банков, которые фактически представлены одним Сбербанком. И у Цветкова, приложившего много усилий для продвижения на рынке акций “Лукойла”, есть шанс сделать еще одну российскую “голубую фишку”.