Starbucks придет по-турецки


Информация о желании американской Starbucks вывести сеть на российский рынок появилась несколько лет назад. За это время компания вела переговоры с множеством российских операторов кофеен и ритейлоров. В качестве возможных партнеров назывались московские рестораторы Аркадий Новиков и Михаил Зельман, ресторанная корпорация “Ростик’с” и др. Но быстро не получилось – открытию кофеен в России помешала судебная тяжба с местным ООО “Старбакс”, юристы которого требовали у американской компании $600 000 за право использования брэнда на территории нашей страны. В ноябре 2005 г. российский суд встал на сторону Starbucks Corp., после чего американцы активизировали переговоры с потенциальными партнерами. К концу прошлого года осталось два претендента – “Интерспорт Россия” (до лета 2004 г. компания была эксклюзивным дистрибутором Nike, а теперь по франчайзингу развивает собственную сеть магазинов Intersport) и “Монэкс Трэйдинг”.

О том, что окончательный выбор кофейной корпорации сделан в пользу “Монэкс Трэйдинга”, “Ведомостям” рассказал представитель московской компании – поставщика кофе Starbucks. В штаб-квартире Starbucks в Сиэтле и в “Монэкс Трэйдинге” эту информацию не подтвердили и не опровергли, но директор по маркетингу “Интерспорта Россия” Крсто Килибарда знает о решении Starbucks Corp. “Интерспорт” не будет открывать кофейни Starbucks в России, но мы никогда и не заявляли об этом”, – уверяет менеджер.

Ранее сотрудник “Монэкс Трэйдинга” подтверждал “Ведомостям” факт переговоров со Starbucks Corp. По его словам, речь шла о создании совместного предприятия, но подробности он сообщить отказался. Несколько операторов российского рынка кофеен также знают о готовящейся сделке. По их сведениям, первые Starbucks откроются уже в этом году.

Влад Дудаков, президент сети “Кофе Хауз”, считает, что Starbucks будет действовать очень осторожно: “Они слишком долго выходили в Россию и сейчас продолжат исследовать рынок, приглядываться, изучать клиентов и т. п.”. По его мнению, в течение первого года работы Starbucks запустит не более трех кафе и в последующий год столько же. Между тем у самой “Кофе Хауз” сейчас уже 84 кофейни, а к концу 2006 г. сеть расширят до 140 заведений. “Мы лидеры и сдавать позиции не собираемся”, – уверяет Дудаков.

Помимо работы на новом рынке Starbucks придется обучать ремеслу непрофильного партнера, замечает менеджер. “У меня нет версий, почему выбрали “Монэкс”, – удивлен, как и многие другие”, – говорит он.