ИНТЕРВЬЮ: Ори Гиллиам, гендиректор ICQ


“Аська” – русифицированное название сервиса ICQ – едва ли не самая популярная бесплатная услуга среди российских пользователей Интернета. Но израильская ICQ получает свои доходы за счет продажи рекламы, поэтому для нее важно развивать интернет-контент. Позитивно оценив перспективы российского рынка, ICQ осенью заключила партнерское соглашение с Rambler, с которой теперь собирается внедрить “аську” в мобильные телефоны россиян. Договор о запуске SMS-услуг новые партнеры подписали буквально накануне Нового года. О конкурентной стратегии своей компании и сотрудничестве с Rambler генеральный директор ICQ Ори Гиллиам рассказал в интервью “Ведомостям”.

– Как родилась идея создать сервис мгновенного обмена сообщениями?

– Я работаю в ICQ только последние два года и не так уж подробно знаком с историей создания компании.

– В 1996 г. бизнес начинался как студенческий проект группы энтузиастов. А как обстоят дела с корпоративным духом сейчас?

– Стиль и дух компании во многом определяют наши пользователи. А они, как правило, очень молоды. Около 80% наших клиентов – те, кому еще не исполнилось 30 лет, при этом очень велика доля людей, которым нет и 22. Наши пользователи моложе, чем у большинства других интернет-компаний. А средний возраст сотрудников самой ICQ – немногим более 30 лет. Как правило, наши сотрудники – хорошие приятели и при этом очень творческие натуры. От них не требуется обязательно приходить в офис гладко выбритыми и в костюмах. Я сам сегодня в костюме только потому, что у меня деловая встреча. В компании создана атмосфера, которая способствует творчеству.

– А много сотрудников у ICQ?

– Около сотни, причем почти все работают в Израиле.

– За девять лет существования компании ее штат сильно разросся?

– Да нет, с самого начала в компании примерно столько людей и работало.

– ICQ – не единственная служба мгновенного обмена сообщениями. Ощущаете ли вы острую конкуренцию на этом рынке?

– Конечно, мы ощущаем присутствие на рынке конкурентов – MSN Messenger, Yahoo!, Skype. А в Америке мы конкурируем еще и с AIM – службой интернет-пейджинга AOL. Мы пока не замечаем особой конкуренции со стороны Google, но я уверен, что скоро и они заявят о себе.

– А что вы считаете своими конкурентными преимуществами?

– О нашей конкурентной стратегии можно судить по сотрудничеству ICQ с российской Rambler. Мы стремимся вступать в партнерство с местными игроками. В результате наши услуги дополняются сервисами и контентом наших партнеров. У нас нет возможности изобретать дополнительный контент, тем более специально для России, поэтому нам важно находить партнеров. Непросто быть глобальным брэндом, имея в подчинении всего сотню человек. Другой сервис, который мы стараемся внедрять по всему миру, – это предложение услуг ICQ для сотовых абонентов.

– Каким образом сотовый абонент может пользоваться ICQ?

– Во-первых, можно использовать обычные SMS: если телефон подключить к сети ICQ, то человек сможет обмениваться с другими абонентами мгновенными SMS-сообщениями. Во-вторых, можно установить на телефон наш продукт ICQ Client – в этом случае сотовый абонент становится полноценным пользователем ICQ.

– А с сотовыми операторами как вы будете договариваться?

– Нам этого делать не придется, переговоры с ними возьмет на себя Rambler. Основной предмет для переговоров – это организация совместного биллинга, т. е. системы взаиморасчетов с абонентами. ICQ – сервис бесплатный, но обмен мгновенными сообщениями через мобильный телефон будет считаться дополнительной услугой, за которую надо платить.

– Почему вы выбрали в партнеры именно Rambler? Ведь переговоры велись и с другими компаниями.

– Мы действительно встречались с несколькими компаниями, но в результате поняли, что Rambler устраивает нас больше всего. Нас привлекла готовность Rambler выполнять обязательства, занимаемая компанией доля рынка, а также спектр услуг, которые она оказывает. Rambler продает услуги для мобильных телефонов, контент, рекламу. У нас был длинный список компаний, но лишь у Rambler оказалось все, что мы искали.

– Но в России “аська” популярна давно. Что изменится после запуска нового проекта?

– За последние полтора года число российских пользователей увеличилось на 89%. Количество активных пользователей ICQ в России – тех, кто пользовался нашей службой в течение последних 30 дней, – составляет около 2 млн человек. Но мы рассчитываем на еще большую популярность – ведь теперь к русскоязычной версии ICQ добавился еще и российский контент.

– Крупнейшие сотовые операторы России, кстати, не рекомендуют своим сотрудникам пользоваться ICQ. Считается, что она мешает работать.

– Когда в “аське” болтаются дети, может быть, они действительно убивают время. Хотя, с другой стороны, пусть лучше общаются через ICQ, чем по мобильным телефонам, – так, во всяком случае, дешевле. Но для офиса ICQ – самый эффективный способ общения. Если вы позвоните коллеге по телефону, то скорее всего не обойдетесь без дежурных фраз “как дела?”, “что нового?”, “чем занимался вчера?”. То же самое с электронной почтой – необходимо соблюдать формальности: “добрый день!”, “с уважением”. В этом смысле ICQ – очень демократичная и поэтому эффективная система общения, так же как и SMS.

– Может, как раз поэтому люди и проводят в “аське” слишком много времени – раз это такая эффективная система общения?

– Все зависит от точки зрения. Мне кажется, что чем быстрее происходит общение, тем удобнее. Когда я только пришел в ICQ, у меня даже не было своего номера пользователя. Но в офисе “аськой” пользовались абсолютно все, и очень скоро я убедился, что это самый эффективный способ коммуникации.

– Другая популярная услуга интернет-общения – Skype использует интерфейс, внешне напоминающий ICQ. Вас это не задевает?

– Просто ICQ был первым интернет-пейджером. Знаете, это как с электронной почтой – какая бы почтовая программа ни стояла на вашем компьютере, она будет напоминать аналогичные программы. ICQ, AIM, MSN, Skype – все мы делаем приблизительно одно и то же, и сложно ожидать, что внешне наши продукты будут разительно отличаться друг от друга.

– Последние версии ICQ позволяют не только обмениваться друг с другом письменными сообщениями, но еще и видеть друг друга. Вы сотрудничаете с производителями веб-камер?

– Никаких специальных проектов у нас нет. Наши клиенты пользуются обычными веб-камерами, и, как правило, все они вполне прилично взаимодействуют с операционной системой Windows XP. Помимо обмена сообщениями наши пользователи могут принимать друг от друга голосовые сообщения и еще видеть друг друга.

– Насколько популярны эти дополнительные возможности среди пользователей ICQ?

– Видеообщение пока не очень популярно. Но люди все равно хотят, чтобы у них была возможность видеть собеседника, даже если они ею не пользуются. Обмен текстовыми сообщениями – пока самый популярный вид общения у наших клиентов. Но я думаю, что самым распространенным видом коммуникаций в ICQ после текстовых посланий станет голосовое общение.

– Не во всех странах приветствуется передача голоса по компьютерным сетям. В Китае запретили доступ к сайту Skype, да и в России на IP-телефонию наложили много ограничений.

– Если власти каких-то стран не разрешают голосовую связь через Интернет, очевидно, они просто попросят нас отключить соответствующие функции. Для нас это не страшно – ведь в основном наши клиенты общаются с помощью текстовых посланий.

– Но вы сталкивались с подобными ограничениями?

– Пока нет, но не удивлюсь, если столкнемся. Хотя не думаю, что эта проблема просуществует длительное время. Сомневаюсь, что отдельные страны смогут долго удерживать эту технологию под запретом. Весь мир на нее переходит, так что рано или поздно интернет-телефонию придется разрешить повсюду.

– Какова доля ICQ на рынке услуг мгновенного обмена сообщениями?

– Все зависит от конкретной страны. Где-то мы безусловные лидеры, где-то нам в спину дышат конкуренты. В целом по миру мы свою долю не оценивали, поскольку для наших партнеров, скажем, в Германии абсолютно безразлично, сколько у нас клиентов в Израиле.

– А в России?

– По оценкам Rambler, более 60% всех российских пользователей интернет-пейджеров используют именно ICQ. При этом на рынке нет игрока № 2 – остальные занимают несравнимо меньшие доли.

– Какими темпами растут доходы ICQ?

– К сожалению, я не вправе разглашать финансовые показатели, поскольку ICQ является частью более крупной корпорации – AOL. Могу сказать лишь, что наш бизнес за последний год существенно вырос, и в этом году мы постараемся не сбавить темпов.

– Microsoft недавно выпустила специальную версию MSN Messenger, предназначенную для корпораций. Вы последуете примеру конкурента?

– В данный момент таких планов у нас нет. Во-первых, наши пользователи – преимущественно молодые люди, которые зачастую еще даже не работают. Во-вторых, чтобы работать с корпорациями, нужно построить огромную инфраструктуру – наладить продажи, организовать поддержку. Пока ICQ вполне успешна на том рынке, который мы выбрали. Когда-нибудь, возможно, нам придется расширить поле деятельности, но не в ближайшее время.

– Некоторые эксперты считают, что сейчас на фондовом рынке раздувается новый интернет-пузырь. Вы не разделяете эти опасения?

– Рынок сделал выводы из случившегося, и больше такого кризиса не повторится. Я не считаю, что компании, работающие в Интернете, переоценены. Нельзя не признать важность Интернета как средства, помогающего принимать решения. Любое более или менее значительное приобретение, например покупку машины, телевизора, я совершаю лишь после того, как изучу предложения в Интернете. Сюда перемещается рекламная активность многих компаний.

– Как обстоит дело с защитой информации, которой обмениваются пользователи ICQ?

– Если вы имеете в виду хакерские атаки, взломы, то беспокоиться не о чем. Мы вкладываем в ее защиту очень существенные средства. Репутация ICQ как чего-то не очень надежного, возможно, объясняется тем, что традиционно этой службой активно пользуются дети. А дети, как известно, сперва сидят в ICQ, а потом отправляются бродить по Интернету, заодно скачивая там что-нибудь – игрушки, например. Конечно, велик риск, что они подцепят какой-нибудь вирус. Кто-то винит в этих проблемах ICQ. Но нужно просто осмотрительнее вести себя в Интернете.