Иран получил шанс на отсрочку


Вчера появились признаки того, что Иран избежит возмездия. Джек Стро высказался против поспешности в введении экономических санкций. Даже если вопрос о ядерной программе Ирана будет вынесен на рассмотрение СБ ООН, это “необязательно означает введение санкций”, добавил министр. А российский президент Владимир Путин заявил вчера журналистам, что иранский МИД недавно дал понять, что не исключает согласия на создание СП с Россией по обогащению иранского урана. Россия и ранее предлагала создание подобного СП, но до сих пор эта инициатива не получала поддержки Тегерана. Иранскую проблему надо решать “аккуратно” и “без резких шагов”, подчеркнул президент.

Озвученное Стро смягчение позиции Запада по Ирану говорит о том, что членам СБ ООН так и не удалось прийти к единому мнению в вопросе о санкциях, считает руководитель ближневосточной программы лондонского Королевского института международных отношений Клэр Спенсер. По-прежнему жестко против санкций выступает КНР. Их введение может создать серьезные экономические трудности и Китаю, и странам ЕС – основным покупателям иранской нефти и газа, напоминает эксперт. “Мы еще не подошли к тому, чтобы рассматривать вопрос о санкциях против Ирана”, – соглашается руководитель Ближневосточной программы в американском аналитическом центре CSIS Джон Алтерман. По мнению эксперта, в запасе у Запада остаются неиспользованные меры дипломатического воздействия.

Тем не менее давление на Иран не ослабевает. Госсекретарь США Кондолиза Райс вчера вновь призвала к скорейшей передаче иранского “ядерного досье” в Совбез. А гендиректор МАГАТЭ Мохаммед эль Барадеи заявил, что, хотя его агентство не располагает данными о наличии у Ирана тайной военной программы, нельзя исключить ее существования. В этом случае Тегеран могут отделять от создания оружия считанные месяцы, полагает эль Барадеи. Однако, по мнению директора российского Института стратегической стабильности и бывшего министра атомной энергии России Виктора Михайлова, “даже если международное сообщество не будет мешать Ирану”, Тегерану потребуется еще 5–10 лет для создания простейшей атомной бомбы. Помимо расщепляющихся материалов в состав ядерного оружия входит целый ряд высокотехнологичных компонентов, которые иранцы пока не могут ни произвести, ни купить, напоминает эксперт.

Перспектива введения против Ирана международных санкций привела вчера к удорожанию нефтяных фьючерсов на февраль: по сообщению Bloomberg, фьючерсы на нефть марки Brent на трансконтинентальной фьючерсной бирже Ice Futures в Лондоне достигли $63,18 за баррель, на 92 цента выше цены закрытия в прошлую пятницу.