Россия и “восьмерка”: Повестка дня – 2006


С начала 2006 г. наша страна впервые заняла кресло председателя “большой восьмерки”. Центральной для российского председательства выбрана тема энергетической безопасности, которая выглядит вполне выигрышно: Россия является одним из самых активных игроков международного энергетического рынка и не без оснований рассчитывает укрепить на нем свое влияние. Кроме того, очевидна актуальность энергетического вопроса именно сейчас, когда высокие цены на углеводороды ставят под угрозу экономическое процветание в глобальном масштабе.

Действительно, по экспертным оценкам, из-за высоких цен на нефть в 2005 г. мир потерял до 0,5% прироста ВВП. Конечно, прежде всего пострадали нефтеимпортирующие экономики, включая большинство бедных стран. Но и страны-экспортеры тоже несут потери, хотя и менее очевидные – речь идет о приступах “голландской болезни”, подавляющей эффективность несырьевого сектора. Нефтяная лихорадка углубляет социальное неравенство, поощряет паразитическую экономическую политику и маскирует ее неизбежные последствия.

Диагноз и рецепты

Анализ показывает, что нынешний уровень цен вовсе не отражает острой текущей нехватки нефти: максимальный физический ее дефицит на мировом рынке в последние годы не превышал трети хранимых в странах ОЭСР резервов. Таким образом, этих резервов вполне достаточно, чтобы гасить краткосрочные колебания нефтяной конъюнктуры. Очевидно также, что Китай и другие азиатские страны, ответственные за львиную долю прироста спроса на энергоресурсы на рубеже веков, вряд ли смогут и впредь обеспечивать сопоставимый темп наращивания их потребления.

Высокая волатильность цен и их закрепление на новых высотах скорее объясняются сомнениями в том, что на глобальном рынке найдется достаточно энергоресурсов для удовлетворения будущего спроса – даже при условии его умеренного роста. Ключевые факторы ценовой напряженности – нетранспарентность данных о наличных и прогнозируемых запасах, все большая трудоемкость их извлечения из недр и растущая удаленность от главных рынков, недостаток мощностей нефтепереработки, а также потенциальная политическая нестабильность в странах – держателях основных запасов углеводородов.

Поскольку эти факторы носят долгосрочный и фундаментальный характер, никакие краткосрочные точечные воздействия, в том числе часто обсуждаемые коррективы механизмов организации рынков, не способны существенно изменить положение дел. Стабилизация ситуации на международном энергетическом рынке связана главным образом с устранением источников неопределенности и обеспечением большей гибкости реакции предложения на динамику спроса.

Новая политика

В этом свете Россия способна сыграть роль лидера международного сообщества, прежде всего перейдя к принципиально иной внутренней энергетической политике – политике стимулирования инвестиций в освоение недр и нефтепереработку, повышения прозрачности национальных нефтегазовых запасов, диверсификации направлений поставок на мировой рынок и их устойчивого наращивания. Нужно раз и навсегда отказаться от венесуэльской энергетической модели – дискриминации и прямого подавления национального частного сектора квазигосударственным, а также хаотичного чередования заискивания и шантажа по отношению к иностранным инвесторам.

В рамках этой политики безусловно необходимы срочные меры для наращивания собственной добычи нефти и газа пухнущими от новых приобретений госкомпаниями. Главная угроза для энергобезопасности России и всей Европы – не в недостатке мощности или географическом несовершенстве системы экспортных газопроводов, а в стагнации производства в “Газпроме”: компания сегодня едва вышла на уровень добычи 1999 г. Однако введение в строй новых масштабных месторождений, в частности ямальских, постоянно отодвигается на неопределенные сроки. Если позиция государства в корне не изменится, нам будет не до нацпроектов по газификации и новых газопроводов – ресурсов не хватит даже для удовлетворения внутренних первоочередных нужд и исполнения существующих внешних контрактных обязательств.

Национальный интерес

Рано или поздно крупнейший потребитель и наиболее энергорасточительная страна мира – США начнут активную политику сокращения своей зависимости, в том числе реализуя программы повышения эффективности использования углеводородного топлива, и это неизбежно скажется на состоянии глобального энергетического баланса. Диктат продавца на энергорынке недолговечен.

Между тем российским компаниям вполне по силам завоевать на мировом энергетическом рынке гораздо более влиятельные позиции. Устойчивое увеличение поставок для растущих азиатских экономик на базе сбалансированного развития регионов Восточной Сибири, активный выход на рынки сжиженного газа, развитие сахалинских проектов и освоение шельфовых технологий, превращение глубоководного Мурманского порта в новый мощный экспортный узел – все это на фоне хронической нестабильности на Ближнем Востоке способно серьезно усилить международные конкурентные позиции российских нефти и газа. Но эти задачи неразрешимы без продуманной государственной стратегии, в реализации которой можно будет заинтересовать и наших партнеров по “восьмерке”.

Кроме того, важнейшая задача российских компаний и властей – подготовиться к неизбежному циклическому повороту нефтегазовой конъюнктуры. Но устойчивого переключения спроса основных потребителей можно добиться только за счет укрепления доверия, которое сегодня, наоборот, стремительно падает. Отстаивая свои законные интересы в диалоге со всеми заинтересованными сторонами, прежде всего нужно отказаться от методов энергетического шантажа, демонстрирующих только слабость.

Россия в “восьмерке”

Председательство в “восьмерке” – один из наиболее значимых успехов внешнеполитической деятельности последних 15 лет. По сути, наша страна будет в течение 2006 г. вырабатывать повестку дня совместных действий наиболее влиятельных государств планеты. От продуманности этой повестки дня, от активности наших усилий по формированию консенсуса в рамках “восьмерки” и от реального лидерства России по реализации намеченного будет зависеть авторитет нашей страны не только в G8, но и в целом на международной арене на долгие годы вперед.

Задача крайне сложна. Энергетические интересы членов клуба – нетто-экспортеров Канады и Великобритании; не располагающих своими запасами и импортирующих практически все потребляемые ресурсы Франции, Германии, Италии и Японии; и наконец, крупнейшего в мире энергоимпортера, США, – могут быть диаметрально противоположны. Однако любая попытка впрямую столкнуть лбами эти государства (например, для легитимации Северо-Европейского газопровода – проекта сомнительной экономической эффективности, не достигающего даже заявленной геополитической цели обойти Украину) способна лишь серьезно омрачить наше первое председательство.

К сожалению, за последние два года российские власти сделали все, чтобы поставить правомочность нашего членства в “восьмерке” под сомнение. Настораживает и тот факт, что официальный веб-сайт российского председательства в 2005 г. ни разу (!) не обновлялся. Вероятный содержательный провал председательства может стать решающим для утраты Россией одного из последних атрибутов глобальной державы.