Шанс для эксклава


Как сообщила вчера пресс-служба главы государства, президент подписал новый закон об особой экономической зоне в Калининградской области 10 января. Новые резиденты, которые инвестируют в производство на территории ОЭЗ 150 млн руб. за три года, смогут в течение шести лет не платить налоги на прибыль (24%) и на имущество (до 2,2%), а в течение следующих шести лет платить налог на прибыль с 50%-ной скидкой – по ставке 12%. Для действующих участников ОЭЗ в калининградской зоне в течение 10 лет сохраняется нынешний режим: они смогут беспошлинно и без уплаты НДС ввозить на территорию региона товары и беспошлинно переправлять их в Россию при условии 30%-ной переработки (для электроники достаточно 15%). Участник межведомственной рабочей группы по развитию Калининградской области при администрации президента Григорий Бунатян поясняет, что налоговые льготы принципиально изменят модель развития региона, который из свободной таможенной зоны превратится в территорию крупных инвестпроектов. Чиновники Калининградской области также ожидают притока новых крупных инвесторов. По словам губернатора Георгия Бооса, закон позволит развивать не только экономику, но и социальную сферу области.

Предпринимателям Калининградской области закон тоже нравится. Кроме всего прочего, он отменяет квоты и аукционы на право беспошлинного ввоза отдельных товаров (например, мяса) и вводит исчерпывающий перечень товаров, которые нельзя ввозить без уплаты пошлин. Директор предприятия по переработке мяса “Мираторг” Александр Никитин говорит, что раньше инвестор никогда не знал заранее, сколько сырья сможет ввезти, поскольку возможность пользоваться льготами зависела от результатов аукционов, а теперь всем понятно, с каких товаров нужно платить пошлину, а с каких нет.

Эксперты уверяют, что нового налогового офшора из Калининградской области не получится. Во-первых, в статье 7 закона прописан убедительный механизм контроля за инвестициями, которые действительно придется осуществить, говорит юрист компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Вадим Зарипов. Во-вторых, льгота по налогу на прибыль будет действовать только в отношении прибыли, полученной от реализации инвестпроекта (ст. 288 прим), за которой, в свою очередь, обязаны следить сразу три органа власти – ФНС, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и администрация области. Поэтому открыть в регионе завод по производству обуви и экспортировать через него нефть, минимизируя при этом налоговые выплаты, у предпринимателей не получится, говорит Зарипов. С ним согласен и директор Института экономики переходного периода Сергей Приходько. “Это слишком дорогое удовольствие: вложить 150 млн руб. в центр по сосредоточению прибыли”, – пояснил эксперт. А председатель думского комитета по экономической политике Валерий Драганов поясняет, что при определении объема капитальных вложений не учитывается безвозмездная передача машин, оборудования и транспортных средств компаниями, ранее зарегистрированными в Калининградской области. “То есть всю инфраструктуру инвестор должен создавать сам”, – говорит депутат. Но руководитель Центра полюсов роста Института экономики РАН Наталья Смородинская убеждена, что “в регионе будут создаваться схемы по уходу от налогов”. А партнер юридической компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин убежден, что “креативные юристы всегда смогут обойти ограничения”.