ПРОФИЛЬ ПРОФЕССИИ: Ответственные за связь


Согласно исследованию рекрутинговой компании “Анкор”, средняя месячная зарплата PR-менеджеров в российских компаниях составляет $1600, в иностранных – около $3000. При этом на максимальные оклады, которые могут достигать и $5000, готовы в основном компании, работающие в сфере IT-услуг и сервиса. Так оценивается работа людей, в чьи обязанности входит поддержание связей со СМИ.

Уровень зарплаты мог бы быть и выше, проблема в том, что хороших специалистов в области PR очень мало, считает Анатолий Журавлев, гендиректор архитектурно-строительной компании Rosenfield Holdings. “В идеале PR-менеджер должен иметь мощные связи не только со СМИ, но и с общественными организациями и с регионами, где приходится продвигать брэнд компании”, – отмечает он. По причине отсутствия таких людей “компания много вкладывает в прямую рекламу, но остальные коммуникации оставляют желать лучшего”.

Еще жестче ситуация в российском представительстве компании Benetton, где вся PR-работа осуществляется исключительно средствами центрального офиса, находящегося в Италии. “С первых дней существования компания дорожит целостностью своего имиджа, поэтому за коммуникации отвечают подразделения, работающие здесь на протяжении многих лет”, – объясняет позицию корпорации глава российского представительства Андрей Григорьев.

И все же спрос на специалистов этой сферы сегодня достаточно высок. “Бизнес все больше открывается обществу, его интересы и деятельность зависят от мнения разных общественных групп”, – говорит руководитель отдела маркетинга и корпоративных коммуникаций PricewaterhouseCoopers Екатерина Шапочка. Причем интересны не “технические” PR-менеджеры, ответственные за пресс-релизы, а люди со стратегическим мышлением, креативностью, хорошим знанием русского языка, что в наши дни большая редкость, добавляет она.

“Как на всех рынках услуг, где спрос превышает предложение, качество напрямую не зависит от цены. Отсутствует прежде всего сервис среднего уровня – за $4000–6000 в месяц сегодня услуги хорошего качества купить невозможно”, – сожалеет директор по развитию компании Nicko Travel Services Антон Буланов.

Поскольку в российских компаниях обязанности менеджеров по связям с общественностью достаточно разнообразны, для соискателя этой позиции выигрышно иметь предыдущий опыт работы в PR-агентстве. “Там человек, как правило, работает над разными проектами и не сосредоточивается на одном клиенте”, – объясняет директор по маркетингу и связям с общественностью компании Penny Lane Consulting Лия Басариа.

Но и универсальность не всегда в цене. К примеру, в группе компаний “ПИК” предпочтительнее “опыт в конкретной области”. “Если к нам приходит человек, знающий PR недвижимости как свои пять пальцев, и ему не надо объяснять, чем отличается, скажем, [руководитель группы компаний “СУ-155” Михаил] Балакин от [руководителя группы компаний “Миракс” Сергея] Полонского, а [жилой комплекс] “Крылатские огни” – от [коттеджного поселка] “Парк Вилл Жуковка”, он для нас находка”, – говорит директор по рекламе компании Дмитрий Ивлиев. Таких сотрудников здесь готовы материально поощрять, главное при этом, чтобы они “не просто решали вопросы появления в прессе положительной информации о компании, но и придумывали существенные факты, которые могли бы быть интересны журналистам и общественности”. И конечно же, умели выстраивать четкую информационную политику, если интересам компании начинает что-то угрожать, добавляет он.