Удар по “Аэрофлоту”


По данным европейских парламентариев, транссибирские роялти “Аэрофлоту” превысили в 2003 г. $300 млн. Пресс-секретарь компании Ирина Данненберг отказалась назвать сумму платежей за 2004–2005 гг., сославшись на коммерческую тайну. По словам гендиректора консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, роялти составляют $250–300 млн. При этом Данненберг уточняет, что плата за транссибирские перелеты является предметом двусторонних коммерческих отношений “Аэрофлота” с иностранными перевозчиками, а часть средств компания передает госструктурам. По оценке аналитика ОФГ Елены Сахновой, компании достается около $100 млн.

Во вторник Европарламент одобрил резолюцию по переговорам ЕС с Россией и КНР в сфере транспорта. Этот документ рекомендует Еврокомиссии ужесточить требования к России по отмене платежей иностранных авиакомпаний за полеты над Сибирью. Депутаты убеждены, что роялти, выплачиваемые с середины 80-х гг., прямо противоречат международному праву, в частности Чикагской конвенции о международной гражданской авиации. Поэтому парламент порекомендовал Еврокомиссии не заключать с Россией соглашение о вступлении в ВТО и вообще “никакие всеобъемлющие соглашения” до тех пор, пока страна официально не откажется от этих сборов.

Резолюции Европарламента в сфере внешней политики носят рекомендательный характер, и Еврокомиссия пока не отреагировала на решение парламентариев. В мае 2004 г. министр экономического развития России Герман Греф и еврокомиссар по торговле Паскаль Лами заключили соглашение о пересмотре системы транссибирских сборов к 2013 г. Но столь длительную отсрочку депутаты Европарламента считают необоснованной. В пояснительной записке к резолюции со ссылкой на “авиационных аналитиков” говорится, что процесс можно было бы завершить и за три года, т. е. отменить роялти уже к 2008 г.

По словам директора департамента Минтранса Карла Руппеля, Россия против увязки вступления в ВТО с переговорами об отмене роялти, но при этом чиновники “готовы модернизировать существующую в этой области практику к 2013 г.”. В диалоге по вопросам воздушного сообщения со странами ЕС Россия предпочитает двусторонние соглашения, а не всеобъемлющее соглашение с Евросоюзом, добавляет чиновник.

До 2004 г. доля роялти в прибыли “Аэрофлота” стабильно снижалась, говорит Сахнова, однако в течение 2005 г. она снова начала расти из-за увеличения стоимости топлива. Чистая прибыль “Аэрофлота”, рассчитанная по российским стандартам, упала в январе – сентябре 2005 г. до 2,4 млрд руб. с 4,3 млрд руб. годом ранее. Поэтому резкий отказ от роялти может оказаться для компании болезненным, считает Сахнова.