Необременительное удовольствие


Иногда кажется, что в мире современного искусства, как в царстве небесном, нет ни эллина, ни иудея – все похожи на всех. Художники разных стран работают так одинаково, что в их творениях неразличимы ни национальные (что еще можно понять в век глобальной универсализации и общечеловеческих проблем), ни личностные особенности (а художник без индивидуальных черт всегда считался несостоявшимся).

Чешская выставка современных художников отличается от прошлогодней польской разве что отсутствием рефлексий на тему государственности. Никаких надрывных издевательств над геральдическими орлами и национальными флагами на этот раз нет. Двенадцать представленных чешских художников политикой, похоже, не интересуются, над проблемами национальной идентичности не задумываются, а занимаются только исследованием новой визуальности, границ между реальностью и ее симуляцией, фигуративностью и абстракцией и прочими частными и вечными художническими заморочками. Создается впечатление, что они и живут исключительно в мире искусственных образов – фотографических, кинематографических и, конечно, компьютерных – и до всего остального им дела нет. Отчего на выставке много красивого, меньше занимательного и нет ничего нервного, требующего переживаний. С одной стороны, это и хорошо, когда все спокойно, но и немного пресно.

Федерико Диаз показал эстетские видеоинсталляции, где на белоснежном фоне с персонажем или с неким довольно абстрактным образом совершаются сложные трансформации. Они, безусловно, завораживают взгляд, но смысла в наблюдении за ними не больше, чем в пристальном всматривании в детский калейдоскоп. “Жизнь виртуальных пилотов” Милана Салака состоит из видео, снятого будто в кабине военного летчика времен Второй мировой, и развешанных на стене предметов, как бы имеющих к нему отношение: кусок пробитой самолетной обшивки со свастикой, бортовые журналы, карты. Инфантильная рефлексия по поводу старых военных фильмов, пережитых как героическая реальность, – довольно давно эксплуатируемая, но почему-то все еще не исчерпанная тема. Кислотно-красочный и затейливый мир с искусственными грибами и странными растениями создает на своих картинках Михаил Насазал. Такую же, только масштабную и куда более изощренную страну создал в выдающемся фильме “Чарли и шоколадная фабрика” один из лучших современных художников – Тим Бёртон (называющий себя кинорежиссером только для того, чтобы получать побольше средств на свои грандиозные визуальные опыты). Насазал не копировал блистательного американца, а смотрел в том же направлении.

Самый маститый художник на выставке – Иржи Давид, он же считается самым провокативным. Но разве на родине животнолюба Олега Кулика фотоколлаж “Святой”, на котором баран покрывает волчицу, может кого-то шокировать? А прикованные к креслу и связанные цепями странные (видимо, населяющие авторское подсознание) персонажи серии “Мои заложники” вызвать негодование по поводу сугубо личной спекуляции на теме терроризма?

Видимо, московские зрители слишком зависимы от сильных и гадких эмоций, которые им долго поставляло отечественное современное искусство, и поэтому спокойные и качественные чешские художественные рефлексии их радуют не больше, чем пешая прогулка мастеров экстремального спорта. Кажется, почему же, собственно говоря, не полюбоваться, не скучая, на отличные, в стиле классического чешского фото прошлого века, портреты Франтишека Матоушека (акриловая краска по джинсовой ткани). Но нет, не получается. И это, возможно, проблема не художников, а публики, которая еще не избавилась от национальной особенности требовать от искусства большего, чем только искусства.