Проект “Б”: Хиппи были правы


Политики ошибочно полагают, что экономический рост делает людей счастливее. Конечно, они думают так, потому что их так учили. Но сейчас уже накоплено огромное количество данных в пользу следующей ереси: когда закрома и кладовые заполнены, смысла богатеть больше нет. Хиппи, зеленые, беглецы из корпоративного мира, участники движения slow-food (те, кто против fast-food) могут торжествовать. Их убеждения теперь подтверждаются статистикой, работами экономистов и психологов.

Жители промышленно развитых государств не становятся счастливее. Уровень удовлетворенности жизнью у сегодняшних граждан Британии такой же, как у их (значительно менее обеспеченных) родителей и дедушек с бабушками. Количество депрессий даже растет. В США уровень счастья несколько снижается. Стресс становится более распространенным явлением. В США, где реальный подушевой доход вырос с 1900 г. в шесть раз, число самоубийств на душу населения осталось таким же, как тогда. В Британии, впрочем, показатель числа самоубийств за эти сто лет снизился.

Ученые, готовые мыслить нетрадиционно, уже значительно продвинулись в понимании того, почему принцип непрерывного роста не означает непрерывного роста удовлетворенности. Люди – существа, склонные сравнивать себя с другими. Есть исследования, демонстрирующие, что уровень удовлетворенности жизнью у гражданина развитой страны обратно пропорционален уровню доходов его соседа. Важен относительный, а не абсолютный доход. Когда все богатеют одновременно, уровень благосостояния общества не растет. Но как же повышение качества жизни, удобства, автомобили, путешествия, яхты – разве все это не свидетельства в пользу важности роста? Да, конечно. Но все это нужно нам не потому, что это коренным образом меняет нашу жизнь, а потому, что это есть у мистера и миссис Смит из соседнего дома.

Еще одна особенность – привыкание, недолговечность как позитивных, так и негативных эмоций. Экономисты и психологи показали, что через очень непродолжительное время после повышения зарплаты человек возвращается к исходному уровню удовлетворенности жизнью. Тот же механизм действует и в обратном направлении. Люди, пострадавшие в авариях и ставшие инвалидами, довольно скоро примерно на 80% восстанавливают свой прежний уровень счастья.

Кроме того, как показывают исследования, человек очень плохо знает, что на самом деле способно сделать его счастливым. Люди систематически выбирают не то.

Вера экономистов в безусловную ценность экономического роста снижается. А значит, со временем это станут понимать и политики. В последнее время в академической среде активно обсуждается манифест, написанный известным психологом Эдвардом Динером и озаглавленный “Принципы индикаторов субъективного благополучия и неблагополучия”. Этот документ, подписанный многими серьезными учеными, призывает правительства использовать в качестве основных национальных индикаторов показатели удовлетворенности жизнью в целом и конкретными ее областями: эмоции, уровень душевного и физического здоровья, сбалансированность работы и семейной жизни. Достижение счастья, а не экономический рост должно стать более разумной сверхзадачей для следующего, более разумного поколения. (FT, 19.01.2006)