“Сок” отступает


Пятилетний контракт на эксклюзивные поставки запасных частей к Lada “АвтоВАЗ” заключил с “Соло” (входит в “Сок”) в 2004 г. Завод и другие его поставщики продают компании “Соло” запчасти, а она через 25 региональных складов реализует их дилерам. При этом в случае досрочного расторжения контракта со стороны “АвтоВАЗа” завод обязан выплатить “Соло” штраф в размере пятилетней стоимости контракта – 14 млрд руб.

Вчера “Сок” официально объявил о том, что предложил руководству “АвтоВАЗа” “оптимизировать условия контракта с фирмой “Соло” <...> без применения к партнеру предусмотренных договором штрафных санкций”. В заявлении говорится, что группа готова отказаться от контракта в пользу нового менеджмента “АвтоВАЗа”. Заявление появилось после того, как в отставку подали ключевые менеджеры дирекции по сбыту “АвтоВАЗа” Юрий Амелин, Александр Наметкин и Сергей Шабанов. Будучи выходцами из “Сока”, они, по словам дилеров, могли быть инициаторами эксклюзивного контракта на сбыт запчастей.

Почему “Сок” решил отказаться от выгодного контракта, в группе не говорят. Отказались от комментариев и в пресс-службе “Рособоронэкспорта”, который сейчас контролирует “АвтоВАЗ”. Впрочем, на предприятии уже готовы отказаться от партнера. Как сообщил сотрудник “АвтоВАЗа”, сейчас запчасти грузятся через “Соло”. Но на II квартал готовятся решения по изменению системы поставок: “У нас есть распределительный центр запчастей, и посредник в лице “Соло” не нужен”.

Впрочем, еще до смены власти на “АвтоВАЗе” предприятия группы “Сок” в Самаре и Тольятти подвергались проверкам сотрудников правоохранительных органов. По итогам проверок в отношении менеджеров одной из компаний группы – тольяттинской “Сок-Транс-Лтд” было возбуждено уголовное дело, рассказал источник, близкий к менеджменту. Это подтвердил один из дилеров.

“Я не думаю, что группа “Сок” что-то получит взамен, если из контракта исчезнет условие выплаты штрафа”, – говорит источник, близкий к менеджменту “АвтоВАЗа”. По его словам, контракт написан так, что расторгнуть его можно только по инициативе компании “Соло”, поэтому объяснить инициативу “Сока” можно только его доброй волей или давлением на компанию.

В пресс-релизе говорится также, что с руководством ВАЗа “уже достигнуты договоренности по ряду ключевых вопросов”. Источник, близкий к “АвтоВАЗу”, предположил, что “Сок” мог договориться о продаже машинокомплектов “четверки” для “ИжАвто”, а также о поставках комплектующих на конвейер “АвтоВАЗа”. Впрочем, он уверен, что “АвтоВАЗ” будет настаивать на пересмотре цен на комплектующие “Сока”. По словам источника, близкого к менеджерам автозавода, структуры “Сока” с одобрения прежнего руководства имели льготные условия сотрудничества с “АвтоВАЗом”, а новые менеджеры хотят поставить партнеров в равные условия.

Аналитик “Уралсиба” Вячеслав Смольянинов считает, что “Соку” выгодно пожертвовать эксклюзивной продажей вазовских запчастей, чтобы сохранить свой основной бизнес – производство комплектующих для автогиганта. “Заявление “Сока” – один из признаков того, что переговоры уже начались, но на уступки в них приходится идти “Соку”, – констатирует он.